Почему закрыли проект «Ё-мобиль»? | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

Почему закрыли проект «Ё-мобиль»?

Когда бизнесмен Прохоров заявил об идее создания «уникального для российской промышленности автомобиля с гибридным двигателем из отечественных комплектующих», многие посчитали это громкой пиар-компанией. Тем более, что сенсационная шумиха удивительным образом совпала с началом президентской гонки, в которой Прохоров желал поучаствовать.

Но когда о компактном современном автомобиле по привлекательной цене заговорили сначала пресс-секретарь Песков, а потом и сам Владимир Путин, у граждан затеплилась надежда, если не возрождения, то хотя бы динамики в российском автоболоте.

Главные вехи пиар-проекта:

2010 год

Начиная с января глава инвестиционного фонда «ОНЭКСИМ» занимается рекламой гибридного и недорогого экомобиля для городских условий. К рекламе бурно подключаются СМИ, публику знакомят с главными цифрами и подробностями:

  • вес не превысит 700 кг.;
  • потребление бензина на 100 км составит чуть выше 3 литров;
  • цена не преодолеет порог в 300 тысяч рублей;
  • завод создадут с нуля;
  • серийный выпуск начнётся в 2012 г.;
  • ежегодно с конвейера будут сходить 10 тысяч авто;
  • место дислокации производства — Тольятти.

В апреле 2010 года новостные ленты запестрели сообщениями об авторе нового продукта — российско-белорусской компании «Яровит Моторс». Называлась и сумма программы — §150 млн.

Спустя шесть месяцев широкой общественности представили начальные чертежи экотранспорта, а немного погодя и имя детища, вернее, пока только первую букву «Ё». К декабрю уже имелись и полное название, и даже выставка с представленными модификациями Ё-мобиля:

  • городской хэтчбек для семейного пользования;
  • кросс-спорт-купе с ориентацией на молодёжь;
  • фургон на все случаи жизни.

Версии предполагалось выстраивать на базе единой платформы по принципу модульной сборки. Роль гибридно-силовой установки возлагалась на два газово-бензиновых ДВС и ёмкостные конденсаторы, способные аккумулировать энергию во время движения. Экзотичные роторно-лопастные двигатели сразу привели в замешательство профессионалов. Негатива добавили и высказывания Бирюкова о намерении заменить в несущем кузове металл полимерными материалами.

Интересно! Три выставочных варианта гибридно-силовой установкой не обладали и представлялись в виде макетов со стандартными бензиновыми агрегатами. Создателей такая подмена совсем не смущала.

2011 год

Разработка технологий набирала обороты. Но из Тольятти комплекс переносится в Санкт-Петербург, где при закладке первого камня торжественно провозглашается, что 90% комплектующих деталей будут российскими.

Но уже тогда от роторно-лопастного мотора открестились в пользу «фиатовского» двигателя.

Систематические демонстрации макетов-прообразов и мощные пиар-акции четвёртой власти на темпах сборки никак не отразились. Сроки существенно затягивались, наметились сложности в исполнении. Вложения в замысел превысили к тому времени 250 млн. евро.

2012 год

Февраль приносит первые наброски интерьера салона, а сентябрь — смену генерального директора «Ё-Авто». На место Бирюкова назначается главный конструктор холдинга Гинзбург. Причину столь серьёзных перемен связывали с невыполнением сроков проекта. Старт продаж сдвигается на 2015 год.

2013 год

К марту закончились тестирования электрической трансмиссии. Во время Петербургского экономического форума Прохоров щеголял на первой модели предсерийного образца.

4 и 5 июля в Научном автомоторном институте состоялась яркая презентация Ё-кроссовера. Выставлялось 5 прообразов, оснащённых поршневыми агрегатами объёмом 1,4 литра и силой в 75 лошадей итальянского концерна Fiat.

2014 год

20 февраля 2014 года из-за ограниченного финансирования рождение «Ё-мобилей» вновь перенесли на неопределённое время.

Октябрь 2014 года — финал эпопеи. Группа «ОНЭКСИМ» передала документацию научному центру за символическую цену в 1 евро и объявила проект завершённым.

Кстати! Сам завод передавать не стали, а выставили на торги.

Что планировали создать:

  • Городской гибрид в трендовых тенденциях двойного окраса и гармоничной отделкой интерьера.
  • Современную приборную панель в стиле конструктивного минимализма: два дисплея, рулевое колесо и три кнопки управления.
  • Удобный функциональный салон при внушительном багажнике.
  • Даже в стандартной комплектации планировались диски диаметром 16 дюймов, с расположенной на них высокопрочной резиной Run-Flat.
  • Вместительность фургона в 4 кубических метра при грузоподъёмности в 750 кг.
  • Максимальная скорость 130 км/час.

Модель должна если не восхищать, то полностью удовлетворять водителя на городских трассах.

Что получили в сухом остатке:

  • Интересное решение по электрической трансмиссии.
  • Новейшие разработки по суперконденсаторам.
  • Запатентованную конструкцию кузова с применением высокотехнологичных материалов.
  • Меняющуюся стоимость: стартовые ажиотажные 300 тысяч с геометрической прогрессией доросли до 450-490.

Причины нежизнеспособности проекта:

  1. Ё-мобиль — прежде всего, предвыборный ход Прохорова.
  2. Амбициозные и оторванные от действительности исполнители.
  3. Отсутствие необходимых комплектующих отечественных производителей.
  4. Изменения валютного курса.

Сам Прохоров неоднократно заявлял, что причиной несбыточности идеи стала тяжёлая экономическая ситуация. У него была возможность продать наработки иностранным инвесторам за §350-380 миллионов. Но бизнес-логика отступила перед гражданской позицией. Эксклюзивные технологии, конструкторская документация и запатентованные образцы остались у государства.

Иногда желания и ожидания опережают инженерное покрытие. А если к этому добавляется публичность и амбициозность, как у Прохорова, и козырь, который в виде экомобиля при необходимости периодически достаётся из предвыборного рукава, другого результата быть не могло.

Остаётся надеяться, что недостроенный завод под Санкт-Петербургом хотя бы наладит выпуск вышеупомянутых суперконденсаторов и останется добрая память о мечте со странным названием.

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*