Большой Билл | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

Большой Билл

Коротко об основателе американской гоночной империи

nascarГоворят, что гонки NASCAR появились из-за бутлегеров, гонявшихся наперегонки с канадскими и ампериканскими блюстителями закона. Еще говорят, что самую популярную гоночную серию создали любители быстрой езды, устраивавших междусобойчики близ Дайтоны. Возможно, что обе версии вполне правдивы. Точно известно лишь то, что создание официального NASCAR связано с именем Билла Франса-старшего. Собственно, его семья до сих пор владеет этим прибыльным и зверски популярным предприятием.

билл франс-старший, bill france-sr

Большой Билл создал американское национальное достояние

Как может гонка на асфальтированном овале опережать в популярности «Формулу-1» с ее супер-технологиями? Ответ есть у американцев. Серия NASCAR там популярнее, чем европейская королевская гонка. Янки обожают следить за тем, как машины, собранные в сараях, наматывают круги и периодически разбиваются о бетонный отбойник. Хотя стоит признать, что бейсбол гораздо скучнее.

Но давайте не будем спорить о вкусах. Лучше поговорим о том, кто создал NASCAR – самую успешную гоночную серию в истории Нового Света.

Автором (и владельцем) шедевра является Билл Франс-старший (Уильям Генри Гитти Франс  – это если полностью). Трудно поверить, что уроженец Вашингтона (округ Колумбия), сын банковского кассира станет организатором гонок. Поверить в это сложно, ведь в Вашингтоне родятся только политики и клерки.

На карьере будущего отца NASCAR сказалось увлечение техникой. Вместо того, чтобы заниматься бухгалтерией и учиться американскому лицемерию, Билл Франс часто прогуливал школу и гонял на семейном «Форде-Т» с такими же шалопаями-прогульщиками. Естественно, что карьера белого воротничка не заладилась у Билли с самого начала. Прежде, чем создать весьма успешную компанию по ремонту автомобилей, Франс сменил несколько мест работы, на которых особыми успехами не отличился.

Все изменило путешествие на восточное побережье. Франс с семьей оказались в местечке Дайтона в штате Флорида. В те годы Дайтона была ничем не примечательным городком и единственной достопримечательностью был трек, тянущийся вдоль побережья. Его регулярно заполняли любители посостязаться в скорости, а так же побороться за очередной скоростной рекорд. Довольно долго на этом треке гонял сам Малькольм Кемпбел. Правда, после того, как его рекордный заезд провалился, он, чертыхаясь, перебрался в Бонневиль.

nascar

В конце сороковых прошлого века трассы NASCAR даже покрытия не имели

И вот этот самый момент историки называют звездным часом Билла Франса. Дело в том, что властители Дайтоны не хотели терять прибыльную затею с гонками и попросили гонщика Сига Хайгдала организовать гонки. Тот с удовольствием принял предложение и организовал гонку для семейных серийных седанов 35 и 36 года выпуска. А помогал ему ни кто иной как Билл Франс-старший. Он, кстати, стал и постоянным участником заездов, показывая неплохие результаты.

К сожалению, дела у компаньонов не заладились. Ни одна из гонок, организованных в 36-м и 37-м годах не принесла организаторам ни единого цента прибыли. И это несмотря на то, что с каждым разом организация становилась все лучше и лучше.

В конце концов Сиг махнул рукой на гонки и отошел от дел, оставив амбициозного Франса у руля. Правда, было не понятно, чем рулить, ведь инвесторы, желающие потратить свои кровные доллары на гонки, в очередь к Франсу не строились.

nascar

Билл Франс оказался прав, гонки стоковых машин публике пришлись по вкусу

Но и сам Франс был не лыком шит. Он уже имел представление о том, как организовать гонку так, чтобы получить прибыль и смог убедить владельца ресторанного бизнеса Чарльза Риза выделить тысячу долларов на организацию гонки. Франс умело распорядился бюджетом. Он крайне щепетильно относился к приглашаемым гонщикам, тщательно оценивал бюджет, искал спонсоров, продавал билеты и контролировал посещение (в местах, где зрители могли пройти бесплатно, Франс натянул барьеры и расставил маршалов, чтобы те не пускали халявщиков).

И вот 150-мильная гонка состоялась. Франс проиграл заезд. Но выиграл гораздо больше — мероприятие принесло прибыль. Благодаря этому Билли Франс завоевал авторитет у бизнесменов Дайтоны, которые стали с большим удовольствием выделять ему деньги, благодаря которым Франс с 38-го по 41-й проводит еще 10 успешных и прибыльных гонок. Но в 41-м Америка вступила в войну и на гонках был поставлен крест, а Франс отправился работать на верфь.

Работая на благо Дяди Сэма, Франс не оставлял идею проведения гонок для серийных автомобилей. Он обратил внимание на то, что соревнования на усовершенствованных машинах дороги для большинства гонщиков, не имевших богатых спонсоров. По его мнению, проблему можно было решить лишь выпустив на трек стоковые автомобили.
Понимал Франс и то, что для организации таких гонок нужна серьезная организация, а иначе успеха не видать.

nascar

Гонки NASCAR собирали десятки тысяч зрителей в середине прошлого века. Сейчас счет идет на сотни тысяч.

После окончания войны Франс носился со своей идеей, как шершнем ужаленный. Но ассоциации, проводившие национальные чемпионаты не спешили взять на себя организацию гонок «для бедных». Ни крупнейшая ассоциация ААА (American Automobile Association) — организатор «чемп-кар» (ныне «инди-кар»), ни United Stock Car Racing Association, ни National Auto Racing League, ни American Stock Car Racing Association не взялись за организацию нового национального чемпионата.

Более мелкие National Stock Car Racing Association и Daytona Beach Racing Association не могли определять национального чемпиона и были Франсу не интересны.

Потратив 2 года на поиски партнеров и не найдя их, Франс решил, что надо создать «собственную церковь». 12 декабря 1947 года в мотеле Streamline Inn в Дайтона-Бич состоялось первое заседание «Национальной Ассоциации Гонок на Серийных Автомобилях» (National Association for Stock Car Auto Racing). Президентом, естественно, стал сам Уильям Франс-старший, к тому времени получивший прозвище «Большой Билл».

С точки зрения истории, заседание в мотеле Streamline ничуть не менее важно, чем «мероприятие» в отеле Watergate в Вашингтоне. Ведь именно здесь был написан первый регламент NASCAR и первые правила, назначены первые комиссары и разработаны меры по популяризации и продвижению гонок новой серии.

nascar

Таков NASCAR сегодня

Первая гонка прошла в Дайтоне спустя несколько дней после регистрации новой ассоциации — в феврале 48-го. По разным данным она собрала от 10 000 до 14 000 зрителей. С тех пор популярность NASCAR только росла. И хотя стоковые автомобили со временем сошли с дистанции — их заменили модернизированные версии серийных машин, чемпионат собирает сотни тысяч зрителей на каждую гонку. На треке Indianapolis Motor Speedway трибуны рассчитаны на 400 000 зрителей. Такой популярностью не может похвастаться даже «Формула-1». На самой значимой трассе в Монако собирается 120 000 человек, а в Монце и того меньше — 115 000.

Кстати, NASCAR, по-мнению экспертов, более зрельщное действо, чем гонки F-1. Хоть заезды и идут на овале (за редким исключением), обгонов за гонку может быть больше, чем в «Формуле» за весь сезон. Например, в 2009-м в «Формуле» насчитали 82 обгона. В том же году в NASCAR только за один уик-энд в среднем происходило 88-90 обгонов. Более того, многие гонщики F-1 пробовали себя в NASCAR. Хуан Пабло Монтойя, например, а злые языки поговаривают, что даже сам Шумахер пару раз выезжал на овал. Правда, сам красный барон все отрицает.

Увы, но при такой популярности в США, NASCAR так и не прижился в Европе и до сих пор остается заокеанской забавой. Но это нисколько не умаляет заслуг Билли Франса, ставшего легендой автоспорта и отцом уникальной гоночной серии NASCAR.

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*