Большой успех маленького трека | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

Большой успех маленького трека

генри клэй эрлс, nascar, martinsvilleКогда Билли Франс создал NASCAR, он был абсолютно уверен в успехе. Отставной военный справедливо полагал, что гонки на серийных автомобилях будут более интересны, чем гонки на машинах, которые в салоне не купишь. В итоге так и произошло. Но популярность NASCAR побудила энтузиастов строить не только автомобили для гонок, но и треки. Легендой и одним из самых популярных треков NASCAR считается маленькая — меньше мили – трасса в Мартинсвилле (штат Виргиния), которую построил отставной военный Генри Клей Эрлс.

martinsville, nascar, autosport

Перед вами один из самых маленьких гоночных овалов во всем Новом Свете. Он же один из самых популярных.

Как правило, трасса для гонок NASCAR имеет форму овала длиной примерно две — две с половиной мили. Считается, что на таких трассах машины могут ехать быстрее. Остроты добавляют высокий бэнкинг и несколько полос для движения. 700-сильные машины тут могут разогнаться до скоростей, превышающих 200 миль в час. Зрелищно? Безусловно.

Но не меньшей популярностью пользуются треки протяженностью в милю и даже меньше. Скорости здесь на порядок меньше. Бывает, что машины и 90 миль в час не едут. На что смотреть-то?

Хитрость таких треков в том, что машины идут более плотной группой, а это практически гарантирует столкновения. А зритель очень любит такие зрелища, чтобы огненный факел в небо или чтобы машину разнесло на атомы. Один пилот ошибся и шесть машин превратятся в металлолом. Денежки болельщиков потрачены не зря.

Изначально коротких треков в NASCAR было семь. Один, грунтовый длиной 3/4 мили, был в Шарлотте (Северная Каролина). 1-мильные сооружения располагались в Хиллсбро (Северная Каролина) и в Лэнгхорне (Пенсильвания). Еще четыре имели протяженность всего пол мили и располагались в Хэмбурге (Нью-Йорк), Питтсбурге (Пенсильвания), Северном Уилкисбро (Северная Каролина, и Мартинсвилле (Виргиния). До наших дней дожил только трек в Мартинсвилле. Но уникален он не только этим. Именно здесь прошла шестая гонка первого чемпионата NASCAR (200-кругов, 100-миль). Кроме того, трек построен энтузиастом NASCAR.

martinsville, nascar, autosport

Трек в Мартинсвилле маленький, поэтому выиграть гораздо сложнее

Генри Клэй Эрлс два года нес службу в рядах ВМС США после Второй мировой. Выйдя в отставку, он обратил внимание на стремительно развивавшиеся гонки стоковых автомобилей. Как и многие южане, Генри увлекся новым развлечением и счел его перспективным источником дохода. Понятно, что в помощники Билли Франса ему было не попасть. Но был способ лучше. Гоночная серия нуждалась в трассах и Эрлс вместе с приятелем Сэмом Райсом решили построить гоночный трек. Землю присмотрели на границе с Северной Каролиной. 30 акров принадлежали некому МакКрикарду. Чтобы их выкупить и начать строительство, друзья позвали в партнеры общего друга Генри Лоуренса. Каждый внес в кассу предприятия по 10 тысяч долларов.

Для работ Эрлс купил землеобрабатывающую технику и компаньоны начали строительство грунтовой трассы. Но денег им не хватило. В итоге каждый раскошелился еще на 10 тысяч, но даже этого оказалось мало. Более того, компаньоны не успели закончить строительство трибун и ограждений — уж очень быстро Эрлс договорился с Большим Биллом Франсом о проведении гонок. Собственно, сам NASCAR появился лишь спустя два месяца.

7 сентября 1947 года на новой трассе прошла гонка для автомобилей класса «Modified Stock Cars» («Модифицированные стоковые автомобили»). Компаньоны построили только 750 сидячих мест, но зрителей оказалось в разы больше. Тысячи зрителей стояли вокруг трека, а поскольку ограждений тоже не было, то любителей дармовщины среди них было не мало. Тогда в гонке на 50 миль победил Роберт Байрон.

martinsville, nascar, autosport

За одну гонку Nascar происходит больше обгонов, чем за весь сезон Формулы-1. Аварий тоже больше.

В 48-м году трасса в Мартинсвилле принимала еще одну 50-ти мильную гонку. Дело было 4-го июля. В День Независимости США. По официальным данным за гонкой наблюдало более 4 000 человек. Сколько реально? Одному богу ведомо.
Дальше цифры посещаемости трека в Мартинсвилле только щелкали. Уже в 49-м на гонке 25-го сентября присутствовало 10 тысяч человек.

Однако у Эрлса была нерешаемая проблема. Он никак не мог добиться нужной плотности грунта. Из-за этого во время гонок поднималась жуткая пыль из-за которой зрители не могли ничего толком разглядеть. Грязь летела из-под колес на трибуны. Да и гонщикам приходилось не сладко.

Чтобы решить проблему Эрлс решил замостить трек. Но неожиданно натолкнулся на противодействие компаньонов и самого Франса, который считал, что покрытие разрушит трек и сделает гонку менее зрелищной. Большой Билл настаивал, что популярность NASCAR обеспечивается не только стоковыми машинами, но еще и грунтовыми трассами.

Угробив массу сил и времени Эрлс смог переломить мнение оппонентов и закончил асфальтирование трека всего за несколько месяцев второй половины 1955 года. Мартинсвилль стал третьей асфальтированной трассой NASCAR и первой асфальтовой с длиной меньше мили.

martinsville, nascar, autosport

А бывает, что машина и вовсе не доезжает до финиша, превращаясь в эффектный огненный шар.

Уже в октябре 55-го Билли Майерс выиграл первую 100-мильную гонку на обновленном треке. Следующая гонка прошла две недели спустя и закончилась победой Спиди Томпсона. Но главное, Эрлс оказался прав. Асфальтовое покрытие не сделало гонки менее интересными. Наоборот, на состязания приходило по 12 тысяч человек и это несмотря на плохую погоду.

Следующим шагом Эрлса было увеличение дистанции. В Мартинсвилле стали проводить гонки сначала на 200, а потом и на 500 кругов — 250 миль. Ни один полумильный трек во всей Америке не принимал гонки более, чем на 200 кругов. И снова Эрлс угадал. В 56-м году гонку, прошедшую 20-го мая, посетило 20 тысяч зрителей.

Развитие NASCAR и организаторский талант Генри Эрлса обеспечили треку в Мартинсвилле особый статус и популярность. Из всех трасс-коротышей, построенных в конце сороковых, он единственный, кто дожил до наших дней. Более того, он расширился. Длина трассы осталась прежней, а вот трибуны расчитаны на 91 тысячу сидячих мест.

Более того, сейчас это самый красивый трек в серии NASCAR. По настоянию Эрлса здесь были высажены деревья, кусты роз, устроены лужайки и даже декоративный пруд с черепахами и утками.

У трассы в Мартинсвилле есть и свои традиции. Зрителям во время гонок подают традиционные «Красные хот-доги Мартинсвилля».

martinsville, nascar, autosport, girls, девушки

Какие гонки без девчонок!

Еще одна традиция связана с близлежащей железнодорожной веткой. Она отделяла трассу от лагеря фанатов, что было несколько неудобно — часто приходилось ждать пока пройдет поезд. Да и состав проходил пару раз за день в нескольких метрах от трибуны. По мере развития трассы начал зарождаться конфликт между железной дорогой и Генри Эрлсом. Понимая, что выиграть в этом споре невозможно, Эрлс даже задумал перенести трассу. Но тут вмешалась фортуна и в конце 90-х железнодорожники сами решили перенести ветку почти на километр от трека.

От дел Генри Эрлс удалился в 1988-м, передав полномочия своему внуку Уильяму Клэю Кэмпбеллу. Но до самой смерти в 1999-м Эрлс принимал посильное участие в жизни созданной им легендарной трассы. Сам Кэмпбелл не раз говорил, что получил в наследство самую красивую и самую удивительную гоночную трассу в мире. По сей день маленкий спидвей в Мартинсвилле остается одним из лучших и почетным спортивным сооружением в Северной Америке.

Фото: NASCAR

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*