Проехать можно | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

Проехать можно

Великий литредактор вернулся из отпуска, развел костер посреди кабинета и учил молодняк дорожной мудрости. А мы слушали… Завидовали…

Грех жаловаться на дороги тому, кто ездит на юг. В отличие от грунтовых «федеральных трасс» в Кировской области, о чем в Интернете есть свидетельства очевидцев, но нигде нет свидетельств о посадках ворья, укравшего весь асфальт, дороги в южном направлении сплошь асфальтовые, поближе к областным центрам расширяются, образуют достаточно удобные переплетения для объездов. А в Ростовской области и тем более в Краснодарском крае вообще, по нашим понятиям, становятся почти идеальными. Впрочем, большую часть пути по маршруту Самара-Саратов-Волгоград-Ростов-на-Дону-Таганрог и далее Джанкой-Симферополь-Евпатория приходится ехать по привычной узкой двухсторонке. К счастью, почти везде нанесена разметка, серьезно облегчающая жизнь в темное время суток при разъездах со встречным транспортом. Зато далеко не всегда понятна логика «художников» из дорожных служб. Бог весть, чем они руководствовались, делая осевую то сплошной, то прерывистой. Понятно, что на спуске обгонять не надо, а на подъеме большей частью разрешается, но по какому принципу запрещается либо разрешается обгонять на поворотах, этого я уловить не смог, да и не я один. Так что, вопреки ПДД, сплошь и рядом обгоняют с пересечением сплошной.

По сравнению с тем, что видел 15 лет назад по дороге в Алма-Ату через Челябинск-Караганду, вдоль обочины заметно прибавилось знаков и других руководящих указаний. Сплошь и рядом от водителя требуют ехать со скоростью 70, 60, 40 километров в час. Натурально, реакции никакой за исключением тех случаев, когда такие знаки установлены неподалеку от стационарных постов ГАИ.

Непонятно также, зачем эти доброхоты установили там и сям предупреждения об аварийно опасных участках дороги. Первые 200 км я на эти предупреждения пытался реагировать, но никаких отличий опасных участков от неопасных не уловил и вскоре пришел к выводу, что у нас почти вся дорога – один сплошной аварийно опасный участок, и для нервов и машины было бы куда полезнее везде ехать со скоростью 60 км в час. Еще лучше – 40. А лучше всего не ездить вообще. Но тогда, граждане, придется не ездить и по Самаре, ибо покрытие на нашем Волжском проспекте находится ничуть не в лучшем состоянии, чем на участке Пугачев-Саратов. Те же гребни, бугры, колеи и прочие прелести. «Шестерка», однако, все это вытерпела, а так как скорость была в основном 90-100 км в час, пятая передача себя оказала: расход бензина по грубому подсчету составлял около 6 литров на 100 км. Чтобы закончить с темой «шестерки», замечу, что на таких узких дорогах скоростные преимущества более дорогих и современных машин заметно нивелируются. Обгонять-то они обгоняют легко, но сплошь и рядом спустя несколько минут я их догонял, так как они, в свою очередь, догоняли какую-нибудь фуру и сразу обойти не могли. Вообще говоря, следовало бы ввести запрет этим фурам ездить друг за дружкой на коротком расстоянии. Если уж говорить об аварийной опасности, то вряд ли есть что-то опаснее, чем обгон такой группы, выполняемый сразу несколькими легковыми, норовящими притом обогнать еще друг друга. С другой стороны – адреналин, весьма полезный для того, чтобы не уснуть за рулем.

Граждане, эти наши рекордные ездки (в Саратове через 4 часа, в Волгограде через 10 и т.д.) – не что иное, как неквалифицированная любительщина, сопряженная с опасностью для жизни. Почему-то профессионалы, те самые «дальнобойщики», которые якобы «знают нашу жизнь и могут рассказать, что наша жизнь – шоссе» (лучше бы умели объяснять маршрут!), сменяют друг друга за рулем, а мы, любители, позволяем себе торчать за бубликом 32 часа подряд и приезжать к цели в полуобморочном состоянии. Что я, к стыду, и проделал, когда возвращался из Туапсе в Самару. Позор на мои седины.

Из приятного, появившегося за последние 15 лет, – отсутствие дефицита автозаправочных станций (зря только на канистру потратился) и наличие довольно многочисленных кафе и даже мотелей. Из малоприятного – скудная информация о том, что больше всего интересует водителя, едущего по данной трассе впервые в жизни, то есть когда и куда лучше повернуть, чтобы не заезжать в город. Например, указатель поворота на Джанкой перед Мелитополем удалось уловить лишь в зеркале заднего вида. Заехав же в город, даже такой маленький, как Мариуполь, рискуешь потратить час-другой на блуждания и метания, что и произошло по дороге на юг в Саратове и Ростове-на-Дону. В городах ведь указателей направления еще меньше, чем на трассе, а «лоции», сообщенные местными жителями, не всегда корректно отражают действительность.

Зато представился случай оценить интенсивность городского движения в сравнении с Самарой. В Саратове днем мне показалось, что этот город забит пробками ничуть не меньше Самары, в Ростове-на-Дону ближе к полуночи было куда свободнее. Впрочем, в полночь ездить легко и у нас. Другой вопрос, легко ли будет иногороднему водителю найти дорогу на Москву из центра Самары.

Горные серпантины в Крыму и по дороге от порта Кавказ до Туапсе особого впечатления не произвели. Лет 40 назад там было куда страшнее, теперь же дорогу во многих местах спрямили, расширили, везде разметили… Да, переходить на третью не всем хочется, но что поделаешь. Да, местные джигиты, знающие каждый поворот, иногда нервируют своими требовательными гудками, но ведь и дома сплошь и рядом встречаешь вышивал, ерзающих из ряда в ряд, словно они участвуют в автогонке или просто страдают глистами… В общем, ничего особенного.

Нечто особенное – это город Саратов, его дорожные службы, а конкретно – охвативший их сызранский синдром. Уже по дороге в Волгоград, довольно далеко отъехав от Саратова, увидел странный указатель: «Шоссе Волгоград-Сызрань». Это запомнилось. Представляете, если бы на трассе М-5 где-нибудь удалось найти что-нибудь вроде указателя «Шоссе Москва-Зеленовка»? Как бы вы поняли? Наверняка так, что на Зеленовку есть от Москвы другая дорога, не через Тольятти. Но тогда и на Сызрань (а там, через Сызрань, и на Самару) из Волгограда может быть другая дорога, не через Саратов. А вдруг она короче, удобнее и т.д? Да если даже чуть длиннее, тоже не беда, потому что от Сызрани до Самары ехать наверняка комфортнее, чем от Пугачева. Дорога не в пример лучше.

На обратном пути около Волгограда попробовал расспросить о шоссе Волгоград-Сызрань гаишников, но они сказали, что никакой другой дороги на Самару, кроме как через Саратов, нет. К Саратову подъехал ближе к 9 часам вечера. В последних числах сентября это уже ночь. И тут началось нечто неописуемое. Лишь однажды перед весьма замысловатой двухуровневой развязкой мелькнул информационный щит, на котором рядом с одною из загогулин красовалось слово «Самара». Надо было остановиться и внимательно изучить, потому что и до этого, и после на указателях была одна сплошная Сызрань. И направо Сызрань, и налево она же, но там столько-то километров, а тут вроде меньше… Самары же не было ровным счетом нигде. Вдруг еду куда-то не туда? Как назло, пост ГАИ там находится в некотором отдалении от развязки, и с первой попытки я до него не доехал. Метнулся (через сплошные и не побожусь, что иной раз не по встречной) обратно на развязку, чтобы отыскать тот щит и установить, наконец, куда мне надо было сворачивать. Не нашел щита! Возможно, не на тот заезд вернулся. Ладно, черт с вами, Сызрань так Сызрань…

Слава богу, лучшие друзья водителей вскоре наставили на путь истинный. Оказывается, от Саратова до Сызрани и в самом деле две дороги, одна через Пугачев-Самару-Тольятти по левому берегу Волги, другая через Вольск по правому. По левому короче. Удобнее ли по правому (через Вольск), я допытываться не стал по одной простой причине: на вопрос, почему у них в городе так уважают Сызрань и явно не любят Самару, гаишник ничего вразумительного сказать не смог. По-моему, он даже не понял вопроса.

Указатели с упоминанием Самары появились лишь километрах в ста после Саратова…

Автор: Александр Боголюбов

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*