Дорожает ли бензин? | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

Дорожает ли бензин?

Простая арифметика показывает, что нет

Авторитетные эксперты, то есть представители так называемой экономической науки, а вслед за ними журналисты, пишущие на экономические темы, уверены (или, по крайней мере, уверяют нас), что происходит «безудержный рост цен» на продукцию монополий, то есть на электричество, газ и бензин. Нефтянка, правда, не совсем еще монополизирована, но нам сообщают о ценовых сговорах. Вот одна из широко распространенных страшилок.

Нам говорят, что если немножко поднять цену на бензин, это сразу отразится на цене перевозок, а затем и на конечной цене абсолютно всех товаров. Первым делом напоминают о неизбежном росте цен на хлеб. При этом умалчивается, что если, например, цена перевозок занимает в издержках производства такого-то товара 20%, то повышение цены бензина на те же, допустим, 20% отнюдь не означает роста издержек даже на 20% от 20%, то есть на 4%, потому что стоимость перевозок складывается не только из стоимости бензина. Есть еще ремонт и амортизация автомобиля, от цены бензина зависящие весьма слабо, есть зарплата водителя и многое другое. То есть довольно заметный скачок цен на бензин означает в нашем примере, по крайней мере с точки зрения здравого смысла, вполне сносный рост конечной цены товара максимум на 1-2%. В наши времена это практически незаметно.

И вот наступил момент истины: совсем недавно конечная цена якобы главного продукта, хлеба, подскочила куда заметнее, а цены на газ, электричество или бензин остались там, где были. И что-то незаметно, чтобы наши гуру в спешном порядке пускались в ученые рассуждения, что коль скоро хлеб едят все, то теперь эти все потребуют прибавок жалования, а прежде всех прибавки потребуют, пользуясь своим монопольным положением, газовики, энергетики и нефтяники. После чего, разумеется, инфляция поскачет вперед исполинскими шагами.

В современной России говорить о росте цен в абсолютном выражении почти бессмысленно, так как у нас растут цены большинства товаров (впрочем, абсолютные цены некоторых товарных групп снижаются). Гораздо продуктивнее рассуждать об относительном росте, о том, какие цены растут быстрее, а какие медленнее. А так как этот рост происходит неравномерно, есть смысл рассматривать его на больших временных интервалах. Для предварительной прикидки можно взять весь период российской инфляции, начавшейся, как известно, сразу за распадом СССР, и сравнить современные цены с брежневскими. Они же, конечно, андроповские, черненковские и горбачевские, но три последних генсека ЦК КПСС промелькнули слишком быстро.

Дальше все очень просто, потому что нас интересуют не причины и детали, а только результат. Нам не шашечки, нам ехать.

Результат для нас с вами, автолюбителей (кстати, вы в курсе, что в Бенгалуру счастливые обладатели холодильников именуются криофилами?), вполне сносный. Если при Брежневе литр 93-го стоил 40 коп., а сейчас цена такого же 92-го робкими шажками подходит к 20 рублям, это означает рост всего-навсего в 50 раз. Для сравнения: за эти же годы стоимость проезда в городском транспорте выросла гораздо заметнее. Трамвай, например, подорожал в 300 (!) раз (было 3 копейки, стало 9 рублей), автобус – в 150 раз. Хлеб же до последнего повышения демонстрировал, как и бензин, всего-навсего 50-кратное удорожание, колбаса – едва ли не меньшее. Сортов теперь стало несравнимо больше, многие прежние исчезли, и все же есть смысл вспомнить, что раньше толстая полукопченая стоила около 5 рублей за кило, а вареная – 2 рубля 20 копеек. Теперь при росте в 50 раз это было бы 250 рублей за копченую и 110 рублей за вареную. Вареная, кажется, стала подороже, копченая – подешевле. Мясо на рынке раньше стоило минимум 3 рубля. Умножьте на 50, что у вас получится? Но по 3 рубля почти не продавали, это у областных властей была одно время установка продавать свинину на базаре по 3 рубля, а у торговцев такой установки не было, и они норовили продать дороже или увезти тушу в соседнюю область. Что касается говяжьей вырезки, то она стоила 10 рублей. Умножьте-ка 10 на 50!

Получается, что относительно некоторых продовольственных товаров бензин слегка подорожал, относительно других (например, мяса или, как ни странно, шоколада) слегка подешевел, а в общем и целом остался там, где и был. Получается также, что промышленные товары в большинстве подешевели, иногда весьма заметно.

Заметим, что ради методической чистоты следовало бы выполнить сравнение цен для большой группы товаров, а потом уже выводить средний коэффициент и с его помощью судить об относительном удорожании или удешевлении каждого конкретного товара, но методику можно упростить, если просто приравнять брежневские 200 рублей к нынешним 10 тысячам (то и другое – не бог весть какая большая, но вполне сносная месячная зарплата). Получаем то же самое соотношение 1:50. Видимо, устойчивость этой цифры имеет некий экономический смысл.

Ценность подобных исследований представляется мне совершенно несомненной, потому что только так мы можем установить, что произошло на самом деле, а не в риторике политиков и публицистов. Даже странно, почему такие изыскания не проводятся и их результаты не публикуются. Но увы, задача выходит за рамки моих возможностей, так как я не располагаю достаточным статистическим материалом. Попросту говоря, слабо помню, что почем было 20 лет назад. Сыр, кажется, стоил 3 руб. 50 коп? А телевизор «Горизонт» – 750 руб? Помнится, «Жигули» с рук при очень удачном стечении обстоятельств можно было купить за 6 тысяч. Сейчас бы это было 300 тысяч…

Однако пора заканчивать, сайт не резиновый. Мы выяснили, что бензин «в общем и целом» для нас отнюдь не подорожал (попробуйте самостоятельно проделать ту же арифметику для газа и электричества). Теперь с полным на то основанием могу сообщить: он даже относительно подешевел! Относительно чего? Разумеется, относительно альтернатив, то есть трамвая, троллейбуса и автобуса. Дано: 5 км от стоянки до работы, стоянка близко к дому. Машина кушает 10 л на 100 км в городском цикле, значит, туда-обратно – 1 литр. Дом и работа связаны прямым маршрутом городского транспорта. На автомобиле поездка на работу и с работы стоит 20 рублей, на общественном транспорте 18. Это практически одно и то же. Если же ездить на маршрутках или, паче того, с пересадками…

А раньше общественный транспорт имел по цене поездки неоспоримое преимущество перед личным, и выбор, потратить 40 коп. или 12, был вполне ощутимым. «На сдачу» можно было купить буханку хлеба. До недавнего повышения цен ее же можно было бы купить, если бы общественный транспорт не дорожал действительно бессовестными темпами, добавив 1-2 рубля  (28 коп. х 50 = 14 руб.). Теперь эту почти буханку у нас как бы отнимают славные труженики городского транспорта, не устающие жаловаться на убыточность своих геройских занятий.

Понятно, что на самом деле поездка на автомобиле и тогда, и теперь дороже израсходованного бензина (амортизация, стоянка, страховка, техобслуживание, ремонты и т.д.), но относительное удешевление горючего все-таки налицо, как, заметим, и относительное удешевление автозапчастей, по крайней мере для отечественных марок.

Автор: Александр Боголюбов

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*