Не делайте из езды культа | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

Не делайте из езды культа

Сходить с ума по иномаркам нынче не модно

Мы тут все об иномарках, прелестях скорости и езды в заносах. А есть люди, которые боготворят творения родных автостроителей. И не потому, что дешево и доступно, а потому, что действительно нравится и всем устраивает. Александр Боголюбов – самый привередливый и профессиональный литературный редактор Самары и сдать ему текст так, чтобы он остался доволен, практически невозможно. И при этом он в восторге от вазовской «шестерки». Вот и пойми его после этого!

Корр.: – Почему вы не поставили Клодоальдо на матч с Уругваем?

Марио Загалло, тренер сборной Бразилии: – Потому что я не идиот.

(ЧМ-1970 в Мексике)

В середине 80-х годов в СССР в страшной моде были видеомагнитофоны. Иметь «видак» считалось шиком, подтверждением высокого положения на социальной лестнице. Что же такого особенного было в том «видаке», чего потом, кстати, не обнаружилось в цифровой видеозаписи? Ничего иного не могу придумать, кроме некоторого расширения возможностей телевизора. Две-три программы, по которым показывали в принципе одно и то же, создали своего рода потребительский вакуум, нуждавшийся в заполнении. Это естественно. Не совсем естественной и во всяком случае небеспроблемной с моральной точки зрения представляется массовая деформация потребительского сознания. Да, появилась некая новая возможность – посмотреть фильм, который в данный момент не показывают в кинотеатрах, а может быть, никогда и не покажут. Означает ли это, что народ в своей массе так уж стосковался по искусству кино? Положа руку на сердце, можно выделить только одну категорию населения, потребность которой в видеомагнитофоне или DVD-проигрывателе совершенно понятна и несомненна. Конечно, это дети, обожающие смотреть одни и те же мультики хоть по сотому разу.

То есть буквально на памяти нынешнего поколения тех, кому за 30, имел место взрыв потребительского фетишизма, поведения, продиктованного отнюдь не реальной потребностью. Нечто похожее происходило у нас потом с компьютерами, а там и с автомобилями импортного производства. В стране, обреченной еще в начале 90-х на вазовскую классику или «девятки» плюс «Москвичи» или «Волги», этот сегмент рынка также характеризовался потребительским вакуумом, и совершенно понятно, что на каком-нибудь раздолбанном «Ниссане» ездили не потому, что это удобнее или выгоднее, а просто потому, что это не «Жигуль».

Однако любой взрывоподобный процесс имеет две стадии: быстрое нарастание и столь же стремительное затухание. С видеотехникой или с компьютерами закономерность прослеживается: спрос становится не ажиотажным, а более или менее разумным, бешеные цены и такие же прибыли уходят в область преданий, никто не рвет на себе волосы из-за того, что у него процессор на 2400, а не на 3200 мегагерц. В случае с иномарками, похоже, отрезвление затягивается. Но все-таки давайте не будем забывать, что фетишизм – это психическое отклонение.

Говорят, вазовская классика очень плоха. Прямо-таки никуда не годится. Допустим. С 1970 по 1995 год очень даже годилась, а теперь морально устарела. «Мерседес» наверняка лучше, спору нет.

Заметим только, что сравнивать качество и не сравнивать цены – занятие для любого рынка более чем экстравагантное. Вообще надо иметь в виду, что любые сравнения и оценки имеют ограниченную применимость, но если мы к тому же не обозначаем этих самых границ применимости, то есть критериев, корректным наше сравнение быть никак не может.

В перечне десяти типичных ошибок, допускаемых при покупке автомобиля, первым идет игнорирование цели. Допустим, вы проводите на колесах значительную часть рабочего дня летом и зимой, от этого зависит ваш доход, и сейчас он таков, что позволяет вам за полгода накопить на приличную иномарку. Естественно, в первую очередь вас будет интересовать надежность двигателя и подвески, управляемость и кондиционер (а то летом изжаритесь). Вам есть прямой смысл присмотреть «паркетник». Многие предпочитают «Шеви-Ниву», кто-то, наоборот, плюется, но тут еще можно спорить и дискутировать. Совсем другое дело – одна моя знакомая. Дама ездит от случая к случаю, но купила «Шеви-Ниву», потому что так солиднее и похоже на джип. Не понимаю, почему она одновременно не обзавелась малиновым брючным костюмом и золотой цепью.

С чем правильнее было бы сравнивать ВАЗ-2106? Возможно, с «Фордом Фокус». Обе машины имеют похожую предысторию. Была взята приглянувшаяся иномарка и слегка модифицирована под российские условия эксплуатации. Надо помнить, что вся вазовская классика – это по существу не слишком серьезные переделки «Фиата-124», а «Фиат-124» в свое время, в 1964 году, был признан лучшей европейской малолитражкой. Ни о каких подобных званиях «Форда Фокус» мы не знаем, зато последний был спроектирован лет на 30 позже. Ну и что? Что произошло за эти 30 лет? Может быть, был пересмотрен цикл Карно для тепловых машин? Колесо утратило круглую форму и приобрело другую, более соответствующую условиям дороги? Или нашли какие-то выдающиеся варианты сочетания пружины с амортизатором в подвеске? Сколько бы нас ни убеждали в достижениях технического прогресса вообще, особого прогресса как раз в автомобилестроении в эти годы не происходило. Старались в основном дизайнеры и электронщики, а конструкторы механики записывали на свой счет никак не разы, а только проценты улучшений. Например, создатели силовых агрегатов по-прежнему мыкаются в трех соснах (мощность, объем цилиндров, удельный расход топлива), и куда они денутся, если пределы подгонки поршня к цилиндру достигнуты уже давно, а с ними и предел компрессии.

Есть сведения, что норма пробега двигателя «Мерседеса» до капремонта составляет миллион километров, но у меня есть и другие сведения. Своими ушами слышал о машине ГАЗ-24, пробежавшей в роли такси больше миллиона. Рассказывал водитель, ездивший на этом уникальном агрегате. Врать ему никакого смысла не было, так как он мне ничего не продавал, просто подвозил на раздолбанной «пятерке». Вообще с той «Волгой» дело давно было, еще в 70-е годы. Миллион они с напарником намотали официально, отчитавшись за него сданной выручкой, но у таксистов было в порядке вещей после выполнения плана поездить-поработать еще на себя, а потом скрутить счетчик спидометра обратно.

Кто мешает нормально собирать все остальные двигатели для «Волг», вопрос интересный, но слегка не по теме, так как бывают и не очень хорошо собранные иномарки.

Само собой, у кого денег куры не клюют, купит даже не «Форд Фокус», а что-нибудь покруче. Считающий десятки до следующей получки не купит ничего и едва ли прогадает, потому что на общественном транспорте поездка туда-обратно чаще всего обходится дешевле, чем даже на «Оке». Если же сравнивать не доходы автовладельцев, а только машины, единственным критерием останется соотношение цена-качество. «Форд Фокус» стоит $12 тысяч, подержанная ВАЗ-2106 – новых теперь не делают – менее $2 тысяч (50 тысяч рублей). Пусть теперь кто-нибудь докажет, что одна машина в 6 раз лучше или хуже другой по любому параметру, хоть по проходимости, хоть по комфорту. Никто этого не докажет, потому что это неправда, а неправда потому, что действительно никаких революционных прорывов в конструировании автомобилей за последние почти полвека не наблюдалось.

Между прочим, в этом нет ничего неожиданного. Таково вообще свойство более или менее традиционных технологий. Мы ведь не слышим ничего потрясающего ни о новых способах выплавки стали или добычи нефти, ни о создании каких-то особо выдающихся паровозов. Казалось бы, исполинский прогресс науки и техники налицо. И тем не менее.

Для езды в основном в городе и не каждый день, а только когда припрет (в четыре конца, например, или в предвкушении ночного дежурства) ВАЗ-2106 вполне способен заменить любую иномарку. В конце концов, есть такая скорость: 60 километров в час. ПДД считают ее для города предельной, превышение чревато беседой с гаишником. До следующего светофора «Форд» меня обгонит, но там, скорее всего, мы и встретимся. Да, на джипе по нашим колдобинам ездить удобнее, большие колеса их не замечают. Но можно ведь и объехать, если кто умеет.

Взволнованные голоса дикторов за кадрами рекламных видеороликов говорят несколько о другом. Если уж с чем-то и сравнивать нынешнее состояние автомобильного рынка с его напряженным ожиданием все новых и новых моделей при полном отсутствии перспектив появления чего-то действительно нового, то более близкого сравнения, чем мир моды, подобрать невозможно. Там то же самое ошеломительное многообразие «коллекций» («концептов» и «линеек») при совершенно понятной невозможности слишком отклониться от двух основополагающих направлений: либо у вас выйдут брюки, либо юбка.

Автор: Александр Боголюбов, водитель с 1984 года.

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*