Сергей Быватов: «А может действительно заняться Lamborghini?» | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

Сергей Быватов: «А может действительно заняться Lamborghini?»

sergey bivatov, samara, audi, argoЭкономическая ситуация в стране сродни игре в русскую рулетку. Никто не знает точно где и когда бабахнет новый кризис, и бабахнет ли он вообще. Но все ждут неприятностей. Генеральный директор ЗАО «Арго-Моторс» и руководитель «Audi Центра Самара» Сергей Быватов драматизировать не склонен. Мы беседовали на серьезные темы: о ситуации на рынке автомобилей, вступлении в ВТО и ценах на топливо. И неожидано выяснили, что в Самаре может появиться марка Lamborghini. А что, мы только за!

sergey bivatov, samara, audi, argo– Каким был прошлый год для самарского автомобильного рынка?
– К сожалений, я не могу дать полную картину рынка роста в премиальном сегменте. Дело в том, что BMW и Mercedes-Benz закрыли свои данные и не дают информацию о своих продажах в агентство АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса). Mercedes не предоставляет информацию уже четыре месяца, а БМВ — 2. Поэтому полную картину дать не представляется возможным. Скажу лишь, что продажи были неплохими.

Что касается среднего сегмента, то здесь наблюдается рост практически по всем брендам. Самые большие успехи показала марка Hyundai. Продажи автомобилей Hyundai возрасли в три раза, по сравнению с 2010-м годом. Тут есть несколько причин: во-первых, надо отдать должное профессионализму игроков, которые работают на рынке и постояно развиваются, во-вторых, в самаре сейчас три торгующих организации, и в-третьих, супер-популярность модели Solaris, который теперь собирается в России и за счет дешевых комплектаций привлекает большое количество покупателей. Очереди на эту модель сейчас растягиваются на 2-3 месяца. В Самаре этот бренд занимает второе место после Chevrolet.

Отметил бы я еще несколько брендов, которые по сравнению с 2010-м годом увеличили продажи в разы. В 2 раза выросли продажи Citroen, в 2,5 раза Mazda, в 2 раза Nissan, в 1,5 раза Subaru и Suzuki, в 2 раза Volkswagen и 1,5 раза Toyota. Особо отмечу успех Volkswagen, который замешан на популярности модели Polo-седан, который тоже стал бестселлером российской сборки, завоевал миллионы сердец и привел новых поклонников под знамена марки.

Так же замечу, что Chevrolet сейчас в Самаре на первом месте по продажам, на втором Hyundai, на третьем Toyota. Четвертое место у Renault и пятое у KIA. Фактически, пятерка лидеров не изменилась, но поменялись только места внутри пятерки лидеров. Между прочим, два года назад Hyundai проигрывал KIA, а теперь обошел ее на 600 машин.

Радует, что покупательская способность населения осталась на высоком уровне. Правда, сложно спрогнозировать уровень продаж 12-го года. Будет ли ожидаемая вторая волна кризиса, которую все ждут, сейчас сказать сложно. Но 11-й год мы закончили очень достойно. Глядя на такие продажи можно смело говорить о том, что кризис в Самарской области миновал, а вот вернемся ли мы к нему — время покажет.

sergey bivatov, samara, audi, argo– Собственно, когда все кризис ожидают?
– Хороший вопрос. Кризис не обусловлен политическими событиями, которые сегодня в стране происходят. Он не будет зависеть от последствий выборов. Кризис разразится, если Европа посыплется, как карточный домик. Мы все глубже уходим в интеграцию с европейскими государствами. Сегодня, благодаря тому, что не стало железного занавеса, наша экономика сливается с европейской и мы волей-неволей становимся заложниками всех тех событий и катаклизмов, которые могут произойти в Европе.

Для меня было большим удивлением, когда к таким аутсайдерам, как Испания, Греция и Португалия вдруг добавились всегда стабильные Австрия и Франция. Аналитики европейской экономики сейчас вообще говорят о том, что единственная страна в Старом Свете, которая крепко стоит на ногах — это Германия. Но, сами понимаете, что если вся Европа начнет рушится, то одна Германия не вытащит ее на своих могучих плечах. Поэтому я продолжаю говорить о том, что если будут большие колебания европейской валюты и доллара, то это обязательно отразится на нашей с вами жизни. Тут может и строительный сегмент встать, точнее, упасть. И продажи автомобилей так же могут приостановиться. Особенно это касается премиального сегмента. Покупка автомобиля может перейти в разряд отложенной покупки до лучших времен.

Что касается именно сроков, то, думаю, все будет ясно после инаугурации президента и к окончанию первого полугодия мы сможем спрогнозировать что нас ждет во втором полугодии и как мы закончим год. Но вынужден напомнить, что первые три квартала 2008-го года не предвещали никаких катастроф.

– Одна из тем нынешнего дня — стоимость бензина. Говорят, что скоро он будет стоить, как в Европе, то есть, рублей 50. Это повлияет на рынок автомобилей и реально ли такое повышение?
– Если сегодня мы уйдем от уплаты транспортного налога и введем его в стоимость литра бензина, то, по-моему, это будет правильно. Согласитесь, не должен пенсионер или ветеран платить транспортный налог за весь год, если машина ему нужна лишь для того, чтобы летом на дачу съездить. Зачем платить за машину, которая большую часть года стоит на приколе в гараже? Так что было бы разумно добавить налог к стоимости бензина и тогда все будет по-честному: больше ездишь — больше платишь.

У нас в стране, правда, климат особенный. Стоимость бензина сильно зависит от множества факторов и даже от политической воли наших лидеров. И, конечно же, цены сильно зависят от экономической ситуации в Европе и в мире. Да, надо понимать, что сейчас мы живем только за счет экспорта нефти и газа. За счет этого формируется большая часть бюджета, а так же пополняются фонды для исполнения социальных обещаний перед учителями, врачами и другими бюджетниками. Поэтому подорожание бензина, вероятнее всего, запланировано и исходя из этого верстается бюджет. На сколько вырастут цены, я, пожалуй, не отвечу. Но подчеркну еще раз, что я приветствую включение транспортного налога в стоимость топлива.

sergey bivatov, samara, audi, argo– Возможно, включение налога в цену литра бензина действительно справедливо, но ведь не все готовы платить по 50 рублей за литр того, чего даже не видишь! Я так понимаю, что будет существенный спад продаж автомобилей с мощными моторами.
– Все верно, дальше пойдем по европейскому пути. Сегодня в Европе очень мало машин, которые имеют шильдики, указывающие на большой объем двигателя или на наличие турбины. Это только у нас в России мужики балуются: чем мощнее, тем круче. А в Европе ездят на машинах с небольшими моторами, чаще до 2-х литров, а то и вовсе на дизеле. Правда, как вы видите, цена дизеля сравнялась, а то и вовсе обогнала стоимость литра 92-го, а иногда и 95-го, так что экономия на этом виде топлива становится сомнительной.

Лично я не думаю, что бензин в цене возрастет сразу в два раза. Это слишком сильное потрясение для нашего общества, которое может закончиться для нынешней власти весьма неприятно. В такой ситуации только безумец рискнет раскачивать нашу и без того нестабильную лодку. Ни президент, ни премьер, ни другие члены команды правительства не рискнут это сделать. Сегодня же не 91-й и не 92-й год, когда проводилась шоковая терапия. Если цена горючки взлетит, то вслед за ней поползет в цене все. Даже туалеты на набережной подорожают так, что страшно будет подступиться. В такой ситуации обнищание и без того небогатого русского народа неизбежно. А этого допустить не захочет никто.

audi, a6, test, samara, drive, самара, ауди, а6, тест, ауди а6– Сейчас все надеются, что после вхождения ВТО цены на машины упадут. Стоит ли этого ждать? Кроме того, уровень жизни в регионах и столице сильно отличается. Не получится ли так, что после вступления в ВТО Москва будет жить прекрасно, а регионы зачахнут?
– Могу успокоить – никакого снижения цен не будет. Вы тут же можете задать вопрос про экономию на таможенных пошлинах и НДС, но я сразу скажу, исходя из опыта работы с  брендом Audi, что в Россию машины отгружаются по цене более низкой, нежели для европейских дилеров. Те же немцы получают машины дороже, чем российские официальные дилеры. Когда отменят пошлины в Россию пойдут более дорогие машины за которые не будем платить таможенные пошлины. Вся экономия останется в бюджетах импортерских структур и государства, а дилеры будут получать автомобили по тем же самым ценам. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался и мы получили четкий и однозначный ответ.

Что касается Москвы и регионов, то в столице рентабельность бизнеса выше, чем на периферии. Там аккумулировано гораздо больше денежных средств и дилеры там зарабатывают гораздо больше. В Москве стоимость нормо-часа отличается от самарской в два и более раза. В Самаре сейчас нормо-час сервисных работ по Audi стоит от 1,5 тыс., рублей до 1,8 тыс., рублей. Такова коньюнктура нашего самарского рынка. В Москве те же работы оцениваются от 3 тыс., рублей и выше.

– Как получается так, что мы находимся в союзе с Белоруссией и Казахстаном, но автомобили там гораздо дешевле, чем в России? Даже сформировалась мода на покупку новых автомобилей в Белоруссии.
– Начнем с того, что таможенные пошлины в России, Казахстане и Белоруссии одинаковые. Сложно, конечно, поверить, но это так. А вот система начисления НДС на таможенные платежи несколько иная, потому и получается разница. Я бы не назвал ее существенной и думаю, что с вступлением в ВТО эта разница вовсе сойдет на нет. В России НДС облагается таможенная стоимость, пошлина и акциз, то в Белоруссии не все три составляющих облагаются НДС. Цифр не считал, но с помощью интернета сравнить цены не сложно.

Другой вопрос, стоит ли покупать машину из Белоруссии? По опыту комиссионных продаж автомобилей могу сказать, что машины из Белоруссии продавались медленнее, чем купленные в России. Возможно это связано с какими-то опасениями.

Кстати, замечу, не все покупатели знают, что гарантия на автомобили распространяется не только на машины купленные в Российских дилерских центрах, но так же и на автомобили из Белоруссии и Казахстана. То же касается и сервисного обслуживания.

– Ваша компания пошла по пути укрупнения, но расширяется за пределами домашнего региона. Связано ли это с тем, что в Самаре ухудшился инвестиционный климат?
– Полагаю, что хороший руководитель должен делать все, чтобы вверенный ему регион располагал западных или российских инвесторов к вложениям в экономику, созданию новых рабочих мест, новых компаний и предприятий. Не могу сказать, насколько инвестиционный климат Самары отличается от соседних областей. Этим другие аналитики занимаются.

Наш заход в Ульяновск обусловлен победой в тендере на право развивать и продвигать бренд Audi в Ульяновской области. И я бы не назвало это движением вширь. Скорее, это углубленное развитие бренда на территории соседней области. Насколько этот проект будет удачным станет ясно через 2-3 года. Сами понимаете, что бренд Audi недешевый, а Ульяновская область далеко не так богата, как Самарская. Выходом в Ульяновск мы пытаемся закрепиться на новой территории и привлечь новых клиентов на территории Поволжья.

sergey bivatov, samara, audi, argo, lamborghini– На российский рынок пытаются вернуть Alfa Romeo и пытаются реанимировать SAAB. Могут ли появиться дилерские центры по этим маркам и появятся ли дилеры других, новых для России брендов?
– Количество дилерских центров в том или ином городе определяет импортер. У него для этого есть все инструменты и подразделения по развитию дилерской сети, которые определяют покупательскую способность населения. Реально мы имеем три автосалона Toyota в Самаре, три салона Hyundai, два салона Peugeot, два салона Volkswagen… Это не все примеры. И это не просто потому, что так хочется бизнесменам. Импортер производит довольно сложные расчеты с тем, чтобы удовлетворить пожелания клиентов, сделать обслуживание машин более удобным и комфортным.

Что касается новых брендов, то тут все еще сложнее. Вывод каждого нового бренда на наш рынок должен иметь строгую мотивацию и экономическое обоснование. Нельзя просто так сказать: «Хочу продавать Spyker — привезите». А сколько ты реально продашь машин? А как ты их будешь обслуживать? А сколько будет стоить это обслуживание? А есть ли вообще те, кто хочет купить и обслуживать этот Spyker?

Откровенно скажу, мне пять лет тому назад предлагали открыть дилерский центр Lamborghini в Самаре. Просто прикиньте, сколько надо инвестировать в строительство центра, закупку оборудования, найм и подготовку сотрудников, покупку товарных и тестовых машин… Но главный вопрос: сколько бы мы ежегодно продавали машин, учитывая великолепное состояние наших дорог и мега-высокий клиренс автомобиля Lamborghini? Лично я ничего не имею против Lamborghini. Бренд отличный, машины прекрасные и интересные, я с большим уважением отношусь к этой марке. Но пять лет назад предложение открыть дилерский центр у меня не вызвало никакого интереса.

Однако сейчас пошли разговоры о том, что Lamborghini кроме спортивной линейки запустит еще и внедорожник, как в свое время сделал Porsche и, кстати, упомянутый выше Spyker. Нынче, кстати, именно Cayenne делает кассу Porsche в России, на него приходится 80-85% продаж. 911-й хоть и прекрасен, но продается многократно хуже. Так вот в свете вероятности появления супер-премиального внедорожника Lamborghini, на котором будут держаться продажи, я начинаю думать, а может быть действительно заняться этим брендом в Самаре?

ФОТО: Ирина Намакаренская

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*