DSG-7: грешна была – исправилась | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

DSG-7: грешна была – исправилась

2016-skoda-yeti-1,8-tsi-dsg-4x4-test-drive-car-mania-andrey-troy-irina-shmurova (46)

“Мокрая” DSG-6 в Skoda Yeti 1,8 TSI 4×4

Как только не проклинали преселективную роботизированную коробку передач DSG, разработанную концерном Volkswagen. И до сих пор, а на дворе 2016-й, эта коробка – притча во языцех. Стоит только упомянуть сей агрегат, как тут же поднимается гвалт недовольства. Причем вспоминают обычно  старые “заслуги”, забывая о том, что с момента появления первых DSG прошло почти 14 лет. А первая DSG-7 появилась почти 9 лет назад. Если вы наивно полагаете, что все это время производители валяли дурака, вы очень сильно ошибаетесь. Далее расскажу, как все было и как стало в наше время.

История поломок и модернизации

volkswagen-dsg-7-gearbox

Конструкция коробки передач DSG-7 от Volkswagen производства LuK

Для начала поясню, что есть два варианта DSG. Это необходимо понимать, чтобы в дальнейшем делать осознанный выбор в пользу того или иного агрегата. Первый и самый заслуженный – это DSG-6 или DQ250 производства Borg Warner. Ее называют “мокрая”. Цифра 6 – число передач. Легко запомнить. Почему “мокрая”? Да потому, что диски сцепления “плавают” в масляной ванне.

DSG-7 или “сухая” – семиступенчатая коробка компании LuK. Ее индекс DQ200. А “сухая” потому, что масла между фрикционами нет. Изначально Volkswagen планировал работать с “мокрой” коробкой. Но потом выяснил, что на работу фрикционов через масляного посредника требуется много энергии и, следовательно, коробка не подходит для маломощных двигателей. Поэтому масло убрали из уравнения и коробка стала работать как надо. Правда рабочий диапазон ограничен 250 Нм. Шестиступка доходит до 380 Нм, а “мокрые” коробки DSG для поперечной конструкции от 2010-го года “съедят” и 500 Нм. Правда, ставят их на Audi и Porsche под именем S-tronic и PDK.

Уверен, что сейчас большинство скажет: “Все проблемы от DSG-7”. Это неправда. На самом деле проблем доставляла и DSG-6, которая, как я упоминал, вышла раньше, чем семиступенчатая DSG. У нее был классический набор проблем роботизированных коробок: рывки при переключениях на первых двух передачах, шумность и т.д. Плюс DSG отличилась еще и ударными нагрузками при переключении высших передач.

А вот теперь про “сухую” DSG-7. У нее был тот же набор проблем, что и у “мокрой”. Только к ним еще добавилась проблема ранней смерти фрикционов, проблема программного обеспечения и даже проблема смазки. В жарких странах синтетическое масло Castrol умудрялось просачиваться в блок мехатроники и устраивало замыкание с последующим отсоединением коробки от мотора. Естественно, коробка после этого подлежала только замене.

Стоит ли обвинять Volkswagen в том, что он выпустил на рынок непроверенную технологию? С одной стороны, конечно, не очень правильно экспериментировать на клиентах. А с другой стороны, все особенности эксплуатации в лаборатории не воспроизведешь. Да и сам концерн поимел проблем с гарантийными отзывами, заменами и ремонтами. Только чтобы поменять масло в машинах с Ближнего Востока Volkswagen отозвал 1,6 млн автомобилей. Всего-то поменяли синтетику на минералку.

В России веселее было. У нас в борьбу с басурманской DQ200 образца 2008 года аж депутаты включились и на полном серьезе потребовали ее запретить. Не иначе, кому-то из “слуг народа” такая коробка попалась. В любом случае концерн был вынужден увеличить гарантию до 5 лет или 150 000 км., пробега. Параллельно инженеры занялись доработкой коробки.

А это уже схема "мокрой" DSG-6

А это уже схема “мокрой” DSG-6

В 2014-м Volkswagen объявил, что обновленная версия коробки DQ200 готова. И даже устанавливается на серийные автомобили. Концерн заявил, что полностью переделал блок мехатроники, непосредственно узел двойного сцепления и еще ряд важнейших элементов, включая программное обеспечение.

На последнем стоит остановиться особо. От владельцев поступало много жалоб на рывки и удары при переключениях. Пришлось научить коробку переключаться более плавно. Программа определяет степень износа дисков сцепления и более точно рассчитывает момент смыкания и размыкания. Кроме того, электроника не позволяет жечь сцепление при ускорении со сбросом нескольких передач и не дает подниматься оборотам выше средних при интенсивном старте. Ресурс повысился, но, увы, скорость работы коробки снизилась. Хотя, она по-прежнему более экономична, чем даже механическая.

Так же в коробке поменяли выходные валы, заменили вилки сцепления на стальные (были легкосплавные), полностью заменили механизм компенсации износа, выжимные подшипники вместе с регулировочными кольцами и, наконец, закрыли пластиковым экраном блок сцеплений. Изрядно пришлось повозиться с составом смеси для фрикционных накладок. Раза три ее меняли – это точно – и только тогда нашли оптимальный состав. В ходе ресурсных испытаний, имитировавших пробег 100 000 км., фрикционы сточились всего на 0,5 мм. Напомню, что толщина накладок на дисках сцепления 3,5 – 4 мм.

Сейчас проблема с DSG-7 практически решена. В сервис на гарантийный ремонт эти коробки практически не попадают. Хотя к их алгоритму работы надо привыкнуть. После езды на обычной гидроавтоматике или ручной коробке, привыкать придется к любому роботу.

Но и без знания тонкостей эксплуатации не обойтись. В сети встречаются рекомендации переключать DSG в нейтральный или парковочный режим в пробках. Якобы это экономит ресурс коробки. Специалисты рекомендуют этого не делать, так как все происходит с точностью до наоборот. Кроме того, коробку легко “ушатать”, если стартовать с выжатой левой ногой педалью газа. Такой прием можно использовать на DSG-6, но никак не на DSG-7. Да и прием с торможением левой ногой эта коробка не очень любит.

Что касается сервиса, то коробка после всех модернизаций не особо нуждается во вмешательстве человека. В дилерских центрах коробка считается неремонтируемой. Частники уже освоили ремонт отдельных узлов DSG. Даже блок мехатроники могут отремонтировать без полной замены. Частники же рекомендуют менять масло в коробке раз в 50-60 тыс., км., пробега. Так же отмечается, что пока коробка новая, первые 1-2 тыс., км., стоит ездить аккуратно, как в режиме обкатки (собственно, так нужно поступать с любым автомобилем – дольше проживет).

Где встречается DSG

Audi RS 4 Avant/Detail

Преселективный S-tronic на Audi RS4. Та же DSG, только работает с более высоким крутящим моментом

Ответ простой – практически во всех автомобилях концерна Volkswagen. А это целый полк марок, начиная от народной Skoda, заканчивая гипер-карами Bugatti. Но, коробка коробке рознь.

На Skoda, Volkswagen и SEAT вы встретите коробки DSG-6 (DQ250) и DSG-7 (DQ200). “Сухую” семиступку вы можете встретить на Skoda Yeti 1,4 TSI (125 л.с.) или на Volkswagen Jetta 1,4 TSI (125 л.с.). К чести концерна, он всегда указывает, или полное торговое наименование коробки (DSG-7 или DSG-6) или количество ступеней. Если их 7, то это та самая DQ200, которую можно не бояться. Остальное – или шестиступка DQ250 или обычный автомат с гидротрансформатором.

У Audi роботизированные коробки именуются не DSG, а S-tronic. Суть та же. Да и распределение по моделям примерно такое же: на маломощные машины идет “сухая” семиступка, на более мощные – “мокрая” шестиступенчатая. Но есть нюанс! На мощные версии ставится семиступенчатая “мокрая” коробка. Да, и такая у Volkswagen есть. Ее индекс DQ500 или, если по-аудюшному, DL501. Она способна пропустить через себя до 600 Нм крутящего момента и не разорвать машину вместе с водителем в лоскуты. Разумеется, ее ставят на мощные Audi. В линейке Volkswagen ее можно встретить на турбированном Volkswagen Tiguan 2,0.

Porsche! У этой марки коробки строго PDK. Но, не думайте, что туда впихнули фольксовское железа с легким усилением. Коробки Porsche – это вообще другой мир. Другая разработка – труд специалистов ZF совместно с Porsche. Хотя принцип такой же.  Вот только у этих коробок две системы смазки, синхронизаторы из карбона, сумасшедшая скорость переключений и способность переварить до 700 Нм крутящего момента. Правда и стоит такая коробка раза в 2,5 больше, чем те, что ставятся на Volkswagen и Skoda.

Принцип работы

Феноменальная скорость работы DSG обеспечивается за счет того, что следующая передача уже подготовлена к включению и активируется за тысячные доли секунды

Феноменальная скорость работы DSG обеспечивается за счет того, что следующая передача уже подготовлена к включению и активируется за тысячные доли секунды

Не буду заострять на этом много внимания. Для выбора достаточно основных моментов. В лице коробки DSG мы имеем одновременно и механическую и автоматическую коробки передач. Но без третьей педали. В DSG передачи расположены на разных валах и имеются два автоматических сцепления, которые регулируют четные и нечетные передачи. Контроль за переключением возлагается на блок мехатроники. В момент, когда работает, например, вторая передача, третья уже готова к включению и требуются тысячные доли секунды, чтобы перейти со второй на третью. Собственно, именно по этому коробка DSG и называется преселективной. Правда, из-за того, что верхняя передача готова к включению, а из-за обстановки надо переходить ниже, коробка может “задуматься”, а при включении более низкой передачи может произойти небольшой рывок или удар. Впрочем, в современных DSG этот эффект практически отсутствует.

Бояться ли DSG?

Вот так мы "боимся" DSG-6 на Skoda Yeti 1,8 TSI 4x4. Да и "семерку" уже тоже можно не бояться

Вот так мы “боимся” DSG-6 на Skoda Yeti 1,8 TSI 4×4. Да и “семерку” уже тоже можно не бояться

Сейчас по гарантийным вопросам DSG в сервисы обращается менее 5% владельцев. Но статистика в каждом салоне разная. В некоторых фирмах месяцами не видят “пострадавших”. Зачастую проблема даже не в коробке, а в водителе – см., историю про старт с педали тормоза. В любом случае, сейчас можно смело утверждать, что практически все проблемы “сухой” DSG-7 DQ200 остались в прошлом. Бояться ее не стоит. Особенно в случае нового автомобиля.

Если же вам попался подержанный автомобиль, оборудованный такой коробкой, то опять же не пугайтесь. Если машина выпущена после 13-го года, то коробка 100% модернизированная. Единственное, что должно беспокоить – это владелец. Если это плохо соображающий гонщик, то наверняка он старательно убивал коробку на светофорных гонках и такую машину лучше оставить без внимания. Если же владелец адекватен, то достаточно простой проверки у дилера.

В сущности, коробка DSG – это революционный агрегат с высочайшим показателем КПД. Да, с первыми версиями были проблемы, но их успешно решили. Фактически, коробке не хватило нужной инфраструктуры и материалов. Да и маркетологи поторопили инженеров. А этих ребят лучше в спину не толкать – напортачат как пить дать. К счастью, новые коробки работают хорошо и владельцам проблем не доставляют.

Вердикт: DSG реабилитирована

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*