О дивный новый мир: как изменился ДжиЭм-АвтоВАЗ | CAR-MANIA - Самарский автомобильный портал

О дивный новый мир: как изменился ДжиЭм-АвтоВАЗ

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Казалось бы, что может измениться на заводе “одного автомобиля” за 2-3 года? Оказывается, многое.

Самое главное, что вам нужно знать о заводе “ДжиЭм-АвтоВАЗ” – это очень компактное производство. Но при этом, оно не имеет долгов и в состоянии поддерживать себя самостоятельно, хоть и выпускает всего один автомобиль – Chevrolet Niva. Ему, кстати, недавно 15 лет исполнилось. Когда-то, еще на заре становления, завод выпускал еще и Chevrolet Viva (собственно, это был Opel Astra второго поколения), но на конвейере он продержался всего 4 года с 2004 по 2008.

Удивительно, но “завод одного автомобиля” даже в тяжелейших кризисных условиях живет и развивается. Последний раз я был здесь в 2013-м году, так что просто не мог отказаться от приглашения пройтись по цехам и посмотреть на то, как производится внедорожник №1 в России. Правда, я не ожидал увидеть ничего нового. Ну, что может измениться на маленьком заводе за 4 года так, что ты выдохнешь удивленное “вот это да”! Забегая вперед, скажу, что у меня эта фраза раза три точно вырвалось, если не больше.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Мотивация сотрудников ДжиЭМ-АвтоВАЗ очень высокая. Отвлечь невозможно.

В холле завода гостей встречают две версии Chevrolet Niva. Одна современная, но в уникальной юбилейной версии Special Edition, с бронзовым окрасом кузова. Вторая – концепт Chevrolet Niva 2, который показывали на автосалоне в Москве в 2014-м. Собственно, это уже утвержденный вариант, но из-за кризиса и санкций он заморожен и на заводе, в ответ на вопрос о судьбе проекта, лишь вздыхают.

Перед тем, как попасть в сборочный цех, посетители проходят инструктаж по технике безопасности, а так же надевают специальный оранжевый жилет и специальные кожаные “браслеты”, закрывающие ременную пряжку и часы. Для колец используют матерчатую накладку. Зачем? Оказывается, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие машин. Я очень удивился, ведь мне и близко не подойти к кузовам. Но мне объяснили, что если руководство и посетители завода будут пренебрегать правилами работы и безопасности, то чего же ждать от сотрудников? Даже генеральный директор, спускаясь в цех, надевает защиту! Кстати, все сотрудники завода носят специальную обувь, так что и мне тоже пришлось надеть эти боты. Удобные, кстати.

Как все устроено

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

ДжиЭМ-АвтоВАЗ – очень компактное производство. Что не мешает ему показывать хорошие результаты. Кое-кому стоит поучиться.

Экскурсия начинается между сборочными линиями Trim 1 и Trim 2. Это не самое начало конвейера. Готовые, окрашенные кузова поступают по потолочной нитке, аккуратно снимаются автоматом и подаются к линии Trim 1. На этом этапе с машин снимаются двери (их собирают отдельно) и начинается процесс сборки – укладывается проводка, уплотнители, проводится подготовка под установку двигателя и приборной панели. Под капотом появляются первые элементы вроде усилителя тормозов. Через линию Cockpit, где рабочие устанавливают приборную панель, кузов попадает на линию Trim 2, где продолжается отделка интерьера, устанавливается потолок, фары, изоляция пола, вклеиваются стекла и некоторые другие элементы.

Следующий этап Chassis-1 и Chassis-2. На этих линиях рабочие устанавливают тормозную систему и детали подвески. Та самая знаменитая “женитьба” или “свадьба” кузова и подвески происходит на Chassis-2. Там же устанавливается двигатель, поступающий на линию в сборе с КПП. Почти готовый кузов идет на линию Slat, где устанавливаются уже собранные двери и проводится контроль качества сборки. В конце этой ветки происходит первый запуск двигателя и полностью готовая машина своим ходом двигается к стенду настройки фар. Затем в камеру проверки двигателя и ходовой, а после в зону проверки на герметичность. В специальной камере на автомобиль в течение нескольких минут выливают тонны воды под давлением, а потом ищут протечки. Воду специально умягчают, чтобы повысить текучесть и, следовательно, ее проникаемость в зазоры и щели. В природе такой воды, естественно, нет, так что проверка на заводе куда строже, чем в природных условиях.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Окрашенный кузов автомобиля поступает на линию сборки по потолочной нитке.

Вдоль линии Slat располагается ремонтная зона. Сюда поступают машины с выявленными дефектами. Обычно, это небольшие сборочные недостатки, которые легко и быстро устраняются специалистами, после чего автомобиль вновь проходит контроль качества по всем параметрам. Последний этап контроля – небольшой испытательный трек во дворе завода. Здесь на брусчатке проверяют работу подвески, работу двигателя и трансмиссии. Если все в порядке, готовая Chevrolet Niva поступает на склад, где будет ожидать отгрузки дилеру (ждать ей, кстати, совсем не долго).

Общая площадь главного сборочного конвейера “ДжиЭм-АвтоВАЗ” 2352 квадратных метра. За смену производится 153 автомобиля, а в час около 20 машин. Робот на заводе всего один – аппарат марки Kuka наносит клей на стекла.

Чего нет – построим сами

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Теперь кузов между линиями перемещает всего один человек с помощью электропогрузчика

Поскольку производство Chevrolet Niva очень компактное (на сборку той же “Калины” “АвтоВАЗ” выделил куда большие площади), собираемый кузов приходится перемещать между линиями. Раньше два человека таскали эту тяжесть между ветками, как тягловые лошади. Нынче процесс упрощен и нужен всего один человек и электропогрузчик, специально адаптированный для перемещения транспалеты. В конце сборочной ветки подъезжает погрузчик, поддевает транспалету и легко перевозит ее на следующий этап сборки.

На линии Chassis я обратил внимание на людей, которые сидят в кресле на специальной платформе прямо посреди движущегося конвейера. Оказалось, что это оптимизация по-джиэмовски. Не сложно понять, что при сборке элементов, расположенных на днище автомобиля, оператору на линии приходится поднимать руки, что повышает нагрузку. Смена места на конвейере особо не помогала – люди быстро уставали. Но решение проблемы оказалось легким и изящным: теперь работник может выполнять операции удобно расположившись в кресле с откидывающейся спинкой (такие продаются в магазинах офисной мебели), а весь инструмент всегда находится под рукой. Таким образом, и эргономика улучшена и физическая нагрузка существенно снижена.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

На практике доказано, что если человек меньше устает, то ему легче сосредоточиться. Результат – меньше ошибок при сборке.

Еще одно местное “изобретение” – платформа, на которой стоит кресло. Когда кузов подходит к платформе, оператор поднимает “флажки”, которые упираются в кузов и платформа медленно передвигается вместе с кузовом. Рабочему не нужно никуда двигаться самому и он может спокойно работать. По окончанию сборочного этапа, он нажимает педаль на платформе, флажки падают, кузов едет дальше, а платформа под собственным весом плавно возвращается в исходную точку. Если же мастер не успевает закончить сборку, он просто дает сигнал и конвейер приостанавливает движение.

Обращает на себя внимание наклонный стеллаж, на котором висят собранные тормозные трубки. Тоже простая, но гениальная вещь. На верхнюю часть навешиваются готовые трубки, а сборщик забирает одну с нижней части, а остальные под собственным весом смещаются вниз. От падения их удерживает простейший стопор. Эта “вешалка” тоже здорово облегчает рабочему жизнь. Вообще же на заводе многие стеллажи, полки и приборы изготовлены силами и по предложениям самих заводчан. За такие рационализаторские предложения дирекция выдает приличные премии авторам идей.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Рукастость 80-го уровня. Взяли и собрали собственного робота. Может стоит серийное производство наладить?

А вот теперь о самом что ни на есть “вот это да”. Чаще всего запчасти на сборочные линии развозят погрузчики под управлением на людей. На европейских заводах (видео об экскурсии по заводу Skoda в Чехии можно посмотреть здесь) эту работу часто доверяют роботам, которые двигаются вдоль магнитной линии к нужным постам. На “ДжиЭм-АвтоВАЗ” такой робот появился совсем недавно. Вообще их пока два и они уникальны тем, что аналогов не имеют. Почему? Да их местные умельцы собрали. В каком “Юном технике” они схемы нашли – не известно. Впрочем, размер премии мне тоже не озвучили. Но оба робота работают безупречно. Более того, они не просто едут, куда велела программа, они “видят” препятствия. Пока только с помощью “плоского” сканера, но разработчики обещают установить более совершенную систему. А заодно сделать еще несколько подобных аппаратов, чтобы использовать на других участках. Вот какому немцу придет в голову самому сделать робота, если его можно купить? Никакому! И только наш человек из подручных деталей, в закутке завода, в свободное от работы время способен настоящего робота собрать! Ладно, шучу. На самом деле, создание этой машины велось в рамках программы развития предприятия, что никоим образом не умаляет заслуги ее создателей.

Глаз да глаз

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Даже момент затягивания под контролем автоматики. Не довернет – и тут же сработает сигнал.

Качество Chevrolet Niva с годами улучшилось на порядок. Отчасти это произошло благодаря активной работе с поставщиками. Но основной вклад внесла внутренняя система контроля на заводе. Про японский андон вы уже все знаете: увидел проблему, дернул за веревочку, конвейер встал, набежали специалисты, проблему решили, все поехало дальше. На “ДжиЭм-АвтоВАЗ” такой шнурок тоже есть. Но весь день в цехах звучит музыка. но не просто так. В отдельном закутке без крыши сидят мастера по каждой линии. И если они слышат определенную мелодию, это означает, что надо срочно идти решать проблему на конвейере. Справедливости ради скажу, что тревожные мотивы звучат редко.

С давних времен мы знаем, что если купил отечественную машину, то ее надо заново перетягивать. Отчасти это было правдой. А порой актуально даже в наше время высоких технологий и сложных приборов. Рабочие “ДжиЭм-АвтоВАЗ” используют высокоточные инструменты с электронным контролем основных параметров. То есть, говоря упрощенно, система знает, какую гайку насколько крепко надо завернуть. Но если по какой-то причине происходит “недоворот”, то система дает сигнал и мастер знает, что процедуру надо повторить. И пока компьютер не будет удовлетворен результатом, предупреждающая надпись на огромном контрольном табло не выключится. К слову, директор по качеству “ДжиЭм-АвтоВАЗ” сказал, что рабочие сами заинтересованы в улучшении качества ведь результат отражается как на индивидуальной оценке деятельности, так и на общих итоговых показателях завода.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Перевернутым треугольником обозначается зона повышенного контроля

После того, как автомобиль сошел с конвейера, он попадает в зону контроля. Там его придирчиво обследуют специалисты, имеющие соответствующую квалификацию. Строгие ребята. Очень придираются. Зазоры, качество окраски, работа электроприборов, точность сборки – все проверяют. Десятки параметров исследуются по каждой машине и чуть-чего – сразу в сторону и на доработку.

Но, если вы думаете, что вот эти-то вот люди жестокие, то спешу заметить – есть те, что вообще ужас. Это, так называемая, аудиторская группа. Эти люди берут со склада любой автомобиль, загоняют его в помещение с идеальным освещением и изучают его чуть ли не под электронным микроскопом. Придираются абсолютно ко всему. Но это еще не все. После тщательного осмотра, машина отправляется в город, где ездит в разных режимах, а потом снова возвращается на завод и снова осматривается. Более того, вместе с аудиторами автомобиль повторно проходит все заводские проверки, только в более жестком режиме. Если, например, в водяной камере в обычном режиме машину поливают 2 минуты, то аудиторы маринуют ее 8 минут. И напор дают помощнее. Но и на этом тест не заканчивается. Если аудиторы удовлетворены, то машина остается в их зоне на всю ночь. Утром приходит контролер и проводит холодный пуск двигателя. Это и есть финальный тест. Машина признается годной и возвращается на склад.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

На заводе этот сектор называется “Итальянский пляж”. Если он пуст, то сборка идет отлично. Судя по теннисному столу, заполняемость зоны очень плохая.

В существующей российской реальности, заводу приходится активно работать с поставщиками комплектующих. Для этого выделена отдельная территория в цехе и группа очень дотошных специалистов. Их задача не допустить некачественные детали на конвейер, а для этого надо проводить ряд превентивных мер. Например, изучать и сортировать поставляемые детали, составлять каталог поставщиков, разделяя их на хороших и плохих. Некоторых, особо отличившихся, навсегда отправляют в черный список и выбраться из него так же сложно, как из могилы. Зато нынешняя Chevrolet Niva по качеству не сравнится с той, что выпускалась в нулевых. И даже от машин 3-4 летней давности по качеству сильно отличается в лучшую сторону.

Ждем и верим

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Судя по результатам тестов, прототип Chevrolet Niva 2 по ходовым характеристикам может конкурировать с Audi. Но без финансирования проект заморожен.

Chevrolet Niva 2 – для завода это очень больная тема, а после статьи Михаила Подорожанского, я понимаю почему. Ведь машина получилась классная. И внешне и по характеристикам. Причем, последние не теория на бумаге расписанная. Это уже зафиксированные результаты испытаний. Chevy Niva 2 на несколько порядков превосходит нынешнюю модель по ездовым качествам и составляет конкуренцию даже премиальным автомобилям более высокого класса.

Но пока, увы, нет никакой информации о том, что с проектом будет дальше. Но пока нет финансирования, завод не может перейти к производству.

Так что пока “ДжиЭм-АвтоВАЗ” занимается производством Chevrolet Niva первого поколения и работает над ее модернизацией (говорят, что скоро будет еще порция важных доработок). Дела у компании идут неплохо. Даже в самые жуткие кризисные годы завод продавал достаточное количество машин, чтобы сохранять тот штат сотрудников, который есть сейчас. Так что скрестим пальцы и будем верить, что скоро проблемы решатся и за ворота завода выкатится новая Chevrolet Niva.

Фото: Андрей Трой

Благодарим за организацию руководителя пресс-службы ЗАО “ДжиЭм-АвтоВАЗ” Людмилу Харчеву, директора по качеству Евгения Березина, а так же компанию “Самара-Авто Юг” – официального дилера Chevrolet Niva в Самаре.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Линия сборки приборной панели. Мелкие детали требуют повышенного внимания

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Мастера регулярно собираются в особой зоне для решения текущих вопросов

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Еще одно местное изобретение. Детали тормозной системы подаются оператором по специальным направляющим

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Рабочий стенд бригады и отметки об использовании андона

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Женитьба кузова и шасси

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Табло отображает возникшие проблемы на сборке. Пока все спокойно. Как в Багдаде.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Заводские умельцы сделали двух самодвижущихся роботов. Чтобы не скучали.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Последний этап установки двигателя и заправка рабочих жидкостей.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Двери Chevrolet Niva собираются на отдельной нитке

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Момент первого запуска автомобиля.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Зона ремонта. Здесь устраняют мелкие недочеты, выявленные на контроле.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Стенд проверки трансмиссии и двигателя.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Зеленый кубик означает, что с машиной все в порядке и ее можно вернуть на склад.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Особо важная зона. Специальная группа контроля устраивает случайно выбранным автомобилям жесточайшую инспекцию качества

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Табличка означает, что с автомобилем работает группа аудита.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Запчасти располагаются максимально близко к конвейеру. Так экономится время и затраты на транспортировку.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Все, что сюда попадает – уже не никогда не выйдет обратно.

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

Линия Trim – начало сборки Chevrolet Niva

gm-avtovaz, chevrlet niva, zavod, sborka, proizvodstvo, togliatti, avtozavod, andrey troy

 

 

 

 

 

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*