Дитя цветов: тест-драйв Volkswagen Beetle 1,3 (40 л.с.) MT (1962 г.)

На природе "Жук" на своем месте

На природе «Жук» на своем месте

— Вот это тачка! — парнишка лет 12 бросает пакеты, выхватывает смартфон и стрелой мчится на встречу. Машина, конечно, еле-еле ползет по паркингу, но на секунду становится страшно — как бы мальчуган не угодил под колеса. К счастью, паренек вовремя остановился и с умопомрачительной скоростью защелкал камерой. Вслед за ним за телефонами потянулись и родители — мужчина и женщина лет 35-40. Только они как-то странно переглянулись и заулыбались.

Пока ты едешь в Volkswagen Beetle с таким повышенным вниманием сталкиваешься постоянно. Это непривычно, поскольку реакция людей сначала в краску вгоняет, а потом заставляет смущенно улыбаться. Вот встречный кроссовер Nissan — водитель, увидев Beetle, вытаращил глаза и наспех водрузил на нос очки, чтобы получше рассмотреть. Естественно, получилось криво. Или проезжавший мимо водитель десятки тормознул так резко, что чуть не устроил аварию. Пока мы снимали «Жука» на парковке, молодой человек в Chevrolet завопил что-то похожее на «ребаный йод» и начал лихорадочно искать мобильник. При этом он забыл включить ручник и машина едва не въехала в колонну.

В этот день я столько раз попал в объектив камер, сколько не попадал за все время работы на ТВ. Снимали люди на остановках, на парковках, на трассе догоняли, тормозили и снимали, снимали, снимали. К концу дня начало казаться, что я засветил Beetle в половине смартфонов города. И не то, что я против — свою славу Beetle заслужил. Но что вот так бурно будут реагировать я точно не ожидал.

С другой стороны, не часто увидишь на дороге машину из 60-х. Да, я же забыл сказать. Мне дали покататься не на простом Beetle, сделанном на современном заводе с роботами. Эта машина 1962-го года производства. Всего на год младше первого полета человека в космос. Ровесник Карибского кризиса, независимости Алжира и Руанды, очередного неудачного покушения на Де Голля и знаменитой истории с самолетом разведчиком «год уже как в СИЗО загорает U-2 сбитый летчик» и его обменом на нашего Рудольфа Абеля аккурат в начале 62-го. Да чего там — в 62-м моему отцу было 15.

Хитрый, но забавный Beetle неизменнно вызывает улыбку

Хитрый, но забавный Beetle неизменнно вызывает улыбку

И вот он, можно сказать, живое ископаемое. Вот только священного трепета Beetle не внушает. Наоборот, он такой милаха. Не удивительно, что хиппи тащились от него и Bulli. Да и сейчас вокруг старых Beetle целая культура сформировалась. Правда, не в России, а в Европе. Там это культовая машина, как старые MINI или Austin. И никто особо не вспоминает, что за созданием симпатичного автомобиля, вызывающего искреннюю улыбку, стоит мрачная фигура самого Адольфа Гитлера. Поговаривают, что чуть ли не сам фюрер нарисовал эскиз будущего «Жука». Но точно известно, что именно Гитлер загорелся идеей строительства автобанов, создания доступных для населения автомобилей и в приказном порядке велел Порше сделать Kafer не дороже 990 рейхсмарок — в то время даже американцы платили за автомобили больше. И Порше даже умудрился с этой задачей справиться. Но к 1939-му году было выпущено всего несколько экземпляров «Жука», а потом завод перепрофилировали под военные нужды и он стал собирать «Кубельвагены» для армии. К гражданской жизни Beetle вернулся лишь в 1946-м под давлением англичан.

Но об истории поговорим позже. Вернемся в настоящее, в XXI век в котором Beetle из 60-х годов XX-го века вызывает улыбки и уважение. Я думал, что будут проблемы и малыша начнут затирать. Даже придумал орать в открытое окно что-то вроде: «Пропусти отца!!!» Не понадобилось. «Жука» пропускают так, словно на нем синяя мигалка, а сзади пристроилось сопровождение из машин ФСО.

Между тем, Beetle и сам неплох. Бодренько разгоняется, насколько позволяет его 40-ка сильный двигатель с воздушным охлаждением. 90-110 вполне реальна скорость на трассе. Мотор шумноват и, как положено, «приседает» на уши. Но в салоне можно свободно разговаривать, не повышая голоса. Даже открытые окна особо не мешают слышать собеседника. Я не уверен, что шумоизоляция дошла до наших дней из шестидесятых, но все равно неплохо.

В мире гигантских торговых центров Beetle не кажется своим, но его любят все

В мире гигантских торговых центров Beetle не кажется своим, но его любят все

И в управлении «Жук» хорош. Недаром в автоспорте карьеру сделал. Несмотря на возраст, автомобиль хорошо слушается руля. Быстро реагирует, довольно точно держит траекторию. Я попробовал пройти несколько несложных поворотов в гоночном стиле и «Жук» справился. Правда, рулевое управление без усилителя, так что слабакам за рулем Beetle не место. И чувствуется, что подвеске уже много лет и ее надо бы освежить. А заодно подрегулировать сход-развал, поскольку радиус разворота в разные стороны заметно меняется. А еще легкая машина чувствительна к боковому ветру. Сильные порывы слегка сбивают его с курса и заставляют корректировать траекторию

Внутри Beetle на удивление комфортен. Уютный салон, удобные кресла (не уверен, что они родные), достаточно места над головой. Коленями тоже в зубы не упираешься. Большая площадь остекления – видно все и во все стороны. Даже назад через крошечное салонное зеркало и узкое заднее стекло обзор достаточный. Правда, я не рискнул сесть назад. Реклама из прошлого показывает счастливое семейство на заднем сиденье, но я с трудом представляю, как там может уместиться что-то, у чего есть нормальные ноги, а не псевдоподии. И еще, как хиппи умудрялись в «Жуках» свободную любовь творить? Хотя, если учесть их обычное состояние…

Увы, но годы и сложная судьба изрядно потрепали эту машину. Из-за того, что у владельца была задача просто восстановить машину до состояния «сел и поехал» в салоне много анахронизмов. Сразу бросается в глаза современный спортивный руль с толстым ободом и стерео, которое, хоть и родом из нулевых, но точно не имеет отношения к Volkswagen и тем более к KdF. На педалях видны спортивные накладки, набалдашник рычага КПП явно из наших дней, ручки стеклоподъемников тоже сделаны не в те далекие годы. Судя по ключу, замок на бардачке вполне современный. Некоторые кнопки заменены на аналоги из ныне здравствующих автомобилей. За стеклоомыватели, например, отвечает кнопка открывания багажника.

Тяжелая судьба наградила этот экземпляр множеством анахронизмов

Тяжелая судьба наградила этот экземпляр множеством анахронизмов

Снаружи тоже есть вещи, которые Beetle получил от потомков. Зеркала от вазовских «шестерок», которые традиционно складываются на скоростях за сорок. Бампера, похоже, от более поздних версий. Пороги – вообще самодельные.

Но я бы не стал критиковать «Премьеру» за использование не оригинальных запчастей. Восстановить машину до состояния, когда можно сесть и ехать, а не шаманить перед ним несколько часов – тот еще подвиг. А Beetle едет. И едет хорошо. Мне очень нравится это бухтение мотора позади. Нравится, как машина поворачивает и перестраивается. Все это вместе с повышенным вниманием вызывает улыбку. Да и сам желто-зеленый Beetle всем вокруг дарит радость.

Разумеется, еще есть над чем поработать. Тормоза у «Жука» есть, но ощущения такие, словно их нет, так что тут требуется поработать с настройками. Сцепление тоже вялое. Коробка, хоть и с синхронизаторами, но переключается не очень точно и с приличным усилием. Из-за этого, после того, как я пересел в свою машину, я чуть рычаг не выдернул на первом переключении.

Зато у Beetle приятный «голос». Жмешь на клаксон и радуешься приятному гудку с задорными нотками. Скорее всего, система современная, но нынешние «Тойоты» звучат просто отвратительно.

Впереди дорога. Этому "Жуку" еще кататься и кататься

Впереди дорога. Этому «Жуку» еще кататься и кататься

Наверняка, внимательный читатель заметил, что Volkswagen Beetle 62-го года выглядит, как рестайлинговая версия 68-го. Так уж сложилось, что у этого «Жука» судьба не самая простая. Все, что осталось от модели 62-го года — рама и частично салон и ходовая. Уцелели кое-какие кузовные элементы. Так что автомобиль пришлось «сшивать» из разных доноров. Однако по паспорту это все же машина 1962-го года выпуска.

Несколько часов, проведенных в компании Volkswagen Beetle из 60-х, подарили огромное удовольствие. Сначала мы хотели поснимать его на фоне исторических мест города. Но потом решили, что это слишком банально и поехали на природу. Здесь Beetle, как дома. Симпатичная желто-зеленая машина сама, как цветок. Сложно было придумать более изящные и привлекательные формы. В моем окружении нет никого, кому бы не нравился классический Beetle. Дети вообще радуются ему, как Чебурашке.

Взрослые тоже ценят эту машину, хоть она в наших палестинах и не продавалась. Многие проезжающие мимо водители останавливались, задавали вопросы, поднимали большой палец вверх. И, конечно, все улыбались.

Мне же больше всего хотелось просто ехать на этой машине. Далеко-далеко. Мимо разноцветных полей, шелестящих лесов, по мостам над журчащими ручьями. И так пока не кончится континент. И не вспоминать о заботах, проблемах, кризисе. Не удивительно, что дети цветов так любили эту машину.

Мы в нее тоже влюбились.

Фото Ирина Шмурова

История создания Volkswagen Beetle

1939-volkswagen-beetle-kafer-kdf-marketingВ классическом, но кратком изложении, история Volkswagen Beetle связана с Фердинандом Порше и Адольфом Гитлером. Иногда еще вспоминают Якоба Верлина. Троица собралась в гостинице «Кайзерхофф» в Берлине, где Гитлер велел Порше создать недорогой автомобиль для немецкого народа ценой не более 990 рейхсмарок. Порше почесал в затылке и начал проектировать новую машину. Дело было в 33-м году. А после того, как Гитлер лично утвердил проект по собственному эскизу, в 1938-м начали строить завод и основали город Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен, который в 1945-м переименовали в Вольфсбург. В честь замка Вольфсбург, расположенного неподалеку.

Но это очень краткая и очень не точная история, так как на самом деле история Volkswagen Beetle берет начало из 1925 года и его появление связано с венгерским инженером Бела Барени. В те годы он был еще студентом, он, взяв за основу хребтовидную раму от Tatra 11 и разместив двигатель сзади, создал почти революционную идею. Он разом избавил машину от кардана и трансмиссионного тоннеля, упростив конструкцию и освободив место в салоне. К сожалению, денег у него не было и он даже не смог зарегистрировать патент.

В прототипе Ardi Ganz уже просматриваются черты будущего мирового хита

В прототипе Ardi Ganz уже просматриваются черты будущего мирового хита

И вот тут еще совсем не пора переходить к вышеуказанной троице. Так как на сцену выходит второй вдохновитель и праотец Volkswagen Beetle – инженер, журналист и издатель журнала Motor Kritik Йозеф Ганц. Его тоже привлекала идея народного автомобиля. Благо в то время в Германии были машины для богатых и для военных, а вот продукта массового потребления, как во Франции или Америке не было.

В результате сотрудничества Ганца и мотоциклетной фирмы Ardie был создан прототип автомобиля под названием Ardie Ganz, который внешне очень отдаленно напоминал будущий Beetle. Зато в техническом плане стал тем самым решением, которое позже использовал Порше. Ardie Ganz имел хребтовидную раму, торсионную подвеску и двигатель с воздушным охлаждением сзади. Параллельно такую же схему развивала компания Adler и ее прототип назывался Maikafer – «майский жук».

В итоге разработки слились в концепте Standart Superior, который показали на берлинском автосалоне 1933-го года. Прототип оснащался двухцилиндровым двухтактным мотором объемом 400 см3 и мощностью 12 л.с. Предположительно, его цена составляла 1500 марок.

Самый кровавый диктатор XX века дал "Жуку" путевку в жизнь

Самый кровавый диктатор XX века дал «Жуку» путевку в жизнь

Увы, но к тому времени к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, так что Йозефу Ганцу не светила карьера и финансирование. Он был евреем и, думаю, не стоит напоминать как правительство Германии того времени относилось к иудеям.

Но прототипу повезло больше. Фюрер заинтересовался автомобилем и в 1934-м выделил на разработку 200 000 марок, потребовав два прототипа через 10 месяцев и рыночную цену не выше 1000 марок за автомобиль. Для Порше это был тяжелый выбор, но он все же согласился. В итоге на разработку ушло 4 млн марок, а первый прототип появился лишь через год. Однако Фюрер был благосклонен к Порше, который предоставил не мало разработок для армии, и тот не загремел в лагеря, а продолжил работу.

В 35-м Порше провел первые испытания седана V-1. Через несколько месяцев появилась и версия с откидным верхом V-2. Несмотря на то, что оба автомобиля были частично сделаны из фанеры, испытания прошли успешно. Комиссия, в которую входили и представители рейха, осталась довольна, и Порше получил задание подготовить три улучшенных прототипа для дорожных тестов.

Beetle послужил и в армии. Сейчас такие автомобили - особая гордость коллекционеров. Кузов "Жука" на шасси "Кубельвагена"

Beetle послужил и в армии. Сейчас такие автомобили — особая гордость коллекционеров. Кузов «Жука» на шасси «Кубельвагена»

Через год появились прототипы серии V-3. У них уже был металлический кузов, а сзади установили четырехцилиндровый оппозитный мотор серии Е60, разработанный Францем Реймшпрессом. Двигатель выдавал 23 л.с. Правда, тут возникла проблема. Гитлер требовал полностью немецкий автомобиль, но патент на гидравлические тормоза принадлежал англичанам. В итоге V-3 получил не самый прогрессивный тросовый привод тормозов, требовавший приложения не малой физической силы от водителя.

На испытаниях прототипы прошли более 50 000 км. Подробнейший отчет занял 96 страниц. Испытатели отметили ненадежный коленвал, нестойкие к коррозии торсионы подвески и слабые тормозные барабаны. К апрелю 37-го эти недостатки устранили. Коленвал стал кованым, а в салонах появилась система отопления.

Поскольку Гитлер требовал повышенной надежности, прототипы нещадно гоняли до конца 1937-го. Машины прошли 1 300 000 км., что стало рекордом для того времени. И так как разработки в секрете не держали, публика быстренько окрестила прототипы «народными». Это прозвище вошло в историю, став именем марки Volkswagen.

В мае 1938 началось строительство завода KDF и Гитлер дал имя новому автомобилю – незатейливое KDF-wagen. Увы, но до начала войны автомобиль так и не стал народным. Собственно и выпустили всего несколько экземпляров. В 1939-м началась Вторая Мировая война и завод спешно перепрофилировали под выпуск армейской техники. В частности «Кубельвагенов» и «Швиммвагенов».

Под давлением англичан немецкие рабочие выдали 1000 Volkswagen Kafer

Под давлением англичан немецкие рабочие выдали 1000 Volkswagen Kafer

В гражданскую жизнь Beetle, а точнее Kafer, вернулся в конце 45-го. Причем у завода, да и у модели, были все шансы окончить свое существование. Но «помогли», как ни странно, англичане. Они потребовали от завода выпускать не менее 1000 машин в год, в противном случае угрожали его закрыть. Рабочие напряглись и уже в марте 1946 был собран 1000-й Kafer. Более того, англичане забрали несколько машин для презентации в Британии и случайно сделали Германию экспортером автомобилей.

За свою долгую жизнь немецкий Kafer, англоязычный Beetle и португальский Fusca претерпели массу изменений, хотя основа всегда оставалась неизменной. В 53-м исчезла перемычка на заднем стекле, делившая его пополам. Менялась форма и размер задних фонарей, семафорные поворотники уступили место электрическим на крыльях, несколько раз менялась площадь остекления. В 70-х начали ставить дисковые тормоза, а торсионная подвеска сменилась на McPherson.

Менялись и двигатели. До войны «Жук» имел мотор мощностью 23,5 л.с., и объем менее литра. После нее моторы Beetle эволюционировали до объемов 1,6 литра и мощности 60 л.с.

Мировой спрос на автомобиль был так велик, что пришлось строить заводы в Мексике, Бразилии, Нигерии, Перу, Уругвае, Бельгии, Югославии и ЮАР. Завод в Вольфсбурге выпускал Beetle с 1945-го до 19072-го и за это время собрали 15 000 000 автомобилей. Мексиканский завод производил «Жуков» аж до 2003, увеличив общий тираж до 22 000 000.

Трудно поверить, что под этим шикарным кузовом скрывается обычный Beetle

Трудно поверить, что под этим шикарным кузовом скрывается обычный Beetle

В 55-м Volkswagen представил особую версию Karmann-Ghia, созданную итальянскими и немецкими дизайнерами. Шикарное купе производили с 1955-го по 1974. И по внешности автомобиля нипочем не догадаешься, что под дизайнерским кузовом скрывается все тот же Beetle. Кстати, купе было дороже «Жука» всего в полтора раза.

Отдельная глава – это взаимоотношения Volkswagen Beetle с американскими покупателями. Первые официальные машины приехали в новый свет в 1949-м. До этого «Жук» попадал в Штаты, в основном, с военными, которые везли смешную машину в качестве трофея или сувенира. Официальные поставки американцы встретили негативно. Дескать, мало того, что Volkswagen, так еще и Гитлер одобрил.

Умница Хьюби в свое время покорил сердца детей Америки вместе с Линдси Лохан

Умница Херби в свое время покорил сердца детей Америки вместе с Линдси Лохан

Но уже в 53-м Volkswagen открыл два представительства – в Нью-Йорке и Сан-Франциско. К 59-му было продано 120 000 жуков. В 60-х Ваген продавал более 500 000 «Жуков» в год. Причем на вторичном рынке Beetle в хорошем состоянии мог стоить столько же, сколько новый Chevrolet. Это обстоятельство изрядно бесило «большую американскую тройку», однако попытка задавить «Жука» через производство дешевых машин успехом не увенчалась. Более того, Beetle умудрился сделать карьеру в кино, снявшись в нескольких главных ролях (серия фильмов Love Bug про умную машину Херби) и во множестве второстепенных («Грязный Гарри», «Доктор Но» и д.р.).

Народная любовь к Volkswagen Beetle не увяла до сих пор. В Европе он предмет культа и коллекционирования. В США и странах Латинской Америки автомобиль тоже очень любят и почитают. Даже в России нет-нет, да мелькнет объявление о продаже «Жука» в идеальном состоянии или после тюнинга. Обычно такое объявление долго не висит.

2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (12) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (13) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (14) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (16) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (18) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (19) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (20) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (24) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (27) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (28) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (29) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (6) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (4) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (38) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (37) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (34) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (33) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (31) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (40) 2017- volkswagen-beetle-kafer-1962-andrey-troy-test-samara (41)

Похожие посты

1 коммент

  1. Дмитрий:

    Андрей, респект тебе за историю создания Жука, хоть и не люблю немцев, но прочитать было занятно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*