«По местам стоять, неучи береговые!» или как не свалиться за борт на Volkswagen Volga Cup 2017

http://www.car-mania.ru/wp-content/uploads/2017/07/2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-28Лексикон у капитанов тот еще. Об этом нас — будущих матросов гоночных яхт предупредили сразу. В пылу борьбы капитан иногда такое выдает, что рыба вверх брюхом всплывает. У непривычных к таким словам девушек, может шок наступить и даже кома. Закавыка еще и в том, что морским терминам никто из новичков не обучен. Мне вот скажи «брасопь фока-рей» и я не буду знать, что делать: то ли в морду дать от обиды, то ли спасаться с корабля.

Но уж коли по телефону согласился быть частью команды, то придется идти в море и разбираться по ситуации. Кстати, это уже третья регата Volkswagen Volga Cup на которой я присутствую и первая, на которой я пойду под парусом. Собственно, под парусом я не ходил ни разу, так что вариант у меня из серии «сразу в пекло». И, кстати, в связи с моей вербовкой в матросы фотографий не так много как обычно. Не очень удобно снимать, когда в руках шкот.

http://www.car-mania.ru/wp-content/uploads/2017/07/2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-1Утром 15 июля флаг регаты взвился в чистое голубое небо. Это даже удивительно, поскольку погода последние недели совсем не радовала. До холодно, то дождь. А неделей ранее вообще ураган случился. Да такой, что чуть весь яхт-клуб не разнес. От тотальных разрушений спасли только насыпи и волноломы, которые теперь придется восстанавливать.

Еще более удивительно то, что тольяттинский дилер Volkswagen компания «Премьера», несмотря на кризис и необходимость строить новый центр в Самаре, все же приняла участие в организации регаты. Это почти подвиг.

http://www.car-mania.ru/wp-content/uploads/2017/07/2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-3После короткой линейки экипажи отправились вслед за капитанами к яхтам. Меня зачислили матросом на яхту Sunny. Ей уже лет 10. Построена во Франции по американскому проекту. Ее капитан — Константин участвует в регате Volkswagen Volga Cup чуть ли не с самого начала. А уж в скольких других регатах он гонялся и выиграл — даже он сам не помнит.

Сама по себе Sunny небольшая яхта. Есть каюта на два спальных места, техническое помещение на носу с гальюном и дизель Volvo на корме. Мачта одна с двумя косыми парусами: сзади грот, спереди стаксель. Если выдвинуть бушприт, то можно поставить генакер. Этот парус используют тогда, когда ветер дует в корму судна, чтобы увеличить скорость. Но тогда приходится быстро снимать стаксель. У меня было немного времени, чтобы облазить судно и осмотреть такелаж. И в который раз я поражаюсь продуманности парусных судов. По-моему, невозможно запомнить все эти термины, но то, что у каждой веревки, простите, конца есть свое четкое предназначение и расположение на борту — это нечто.

2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-9Через несколько минут после того, как мы отдали швартовы, яхта вышла в открытое море. Мне быстро объяснили задачу: «по команде тяни вот эту веревку через блок, по другой команде быстро стравливай». У веревки есть свое название — шкот, и она регулирует угол и натяжение стакселя. Вроде не сложно. Были и другие команды. Например, «Головы» (подается так, чтобы экипажу страшно стало) — означает пригнуться так низко, чтобы не огрести по черепушке от перекладывающегося на другой борт гика. Он железный и тяжелый, так что больно будет так, что искры из глаз полетят. А может и вовсе за борт выкинуть. Или команда «Под крен», если услышал — беги на тот борт, который ниже всего к воде. А вот если услышал «Откренивай», то бежать надо как раз на дальний от воды борт, но прежде, чем это сделать, убедись, что команду дали именно тебе, поскольку она отдается не всем, а только одному члену экипажа.

Про различные варианты команд типа «Твою ж медь!» и «Какого ты заснул?» я уточнять не буду. Все дело в том, что в таких командах мало того, что точной формулировки нет, так еще и в каждой ситуации она может иметь совершенно разный смысл.

2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-14Пока судьи готовились, капитан Sunny положил яхту в дрейф и мы все собрались на палубе. Прямо на ней расставили кружки с вином и тут же употребили с немудреной закусью. За встречу и дружбу! И еще за понимание от которого зависит слаженность работы экипажа.

Минут через 10 судьи дали сигнал на подготовку, и капитан повел яхту в линии старта. Дело в том, что яхты не стартуют с места. Капитаны стараются подвести судно как можно ближе к линии и таким курсом, чтобы сразу набрать скорость и взять нужный курс. Это то еще искусство. Требуется не мало опыта, чтобы удерживать нужное направление вблизи воображаемой линии и ни разу ее не пересечь. Константин — капитан опытный, так что после стартового гудка мы уже летели с большим отрывом от остальных участников.

И вот тут-то я чуть не выпал за борт. Поскольку ветер не всегда дует с кормы, а порой и вовсе в лоб, то капитан ведет яхту галсами. То есть, периодически меняет направление, но так, что бы в итоге судно вышло в нужную точку. Поэтому приходится шкотами менять угол стакселя и с помощью гика разворачивать грот. Во время очередного разворота, я оказался примерно посередине судна. Пришлось лечь на палубу, чтобы не приложило. Через несколько секунд яхта набрала скорость и накренилась и мне, чтобы не поднырнуть под леера и не вывалиться за борт, пришлось вцепиться в единственный доступный выступ на рубке. Ситуация та еще: до воды буквально несколько сантиметров, скорость не маленькая, крен огромный, а рука то и дело норовит соскользнуть с округлого выступа. Потом надо мной долго смеялись. Оказалось, что мне всего-то надо было попросту лечь поперек на тросы лееров — они все, что угодно выдержат, если вес приходится с внутренней, а не с внешней стороны.

DCIM100GOPRO

Во время гонки яхта идет от старта до разворотного буя, обходит его справа, разворачивается и идет к другому бую, так же огибает его справа и мчится к линии старта/финиша. Есть много методик подведения итогов и выявления победителя, но в этот раз, видимо, все упростили — кто первый, тот и победил в гонке. А вся регата состоит из трех гонок.

Победа в регате зависит не только от силы ветра и площади парусов. Техническая исправность судна и такелажа, работа команды, опыт капитана — вот слагаемые победы. Экипаж у нас подобрался слаженный. Особо блистал матрос Паша. Он везде успевал. Иногда работал с двумя веревками одновременно. Ну, и капитан, конечно, тоже ас. На старте третьей гонки едва не случилось столкновение трех яхт. Кто-то кого-то не пропустил. Мы оказались в географическом центре заварухи и как Константин вырулил так, чтобы не столкнуться — до сих пор не знаю. Но в иные мгновения между бортами рука бы не пролезла — так близко сходились.

2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-4Погода над Жигулевским морем переменчива. То мертвый штиль, то задует так, что мачта гнется. И в любую погоду капитан должен уметь найти ветер. Наш умел. Уж по каким признакам — не знаю, но он вел яхту так, что скорость позволяла отрываться от остальных участников. Видимо, на некоторых яхтах капитаны были менее опытными, поэтому периодически мы наблюдали, как спинакеры и гинакеры теряли ветер и скисали. А то и вовсе падали в воду. Благодаря кэпу, мы выиграли две гонки из трех. В третьей пришли вторыми и то из-за инцидента на старте, когда чуть не столкнулись с соперниками.

Во второй гонке сошла с дистанции яхта «Азот». Большая такая посудина. Вроде бы и парусов много и спинакер вместо меньшего по площади гинакера, а все равно в хвосте. Во второй гонке отставание было таким, что все участники уж 20 минут как финишировали, а «Азот» еще даже до второго буя не дошел. Капитан объяснил это тем, что яхта слишком старая и не может на равных тягаться с легкими современными моделями.

2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-22Третья гонка для нас закончилась на второй позиции. За лидерство мы схлестнулись с яхтой Santorini. Ее считали потенциальным лидером, но в двух гонках она заняла лишь второе и третье место. К финишу мы шли разными курсами и лишь последние 200-300 метров летели почти бок о бок на параллельных курсах. Это был один из самых напряженных моментов гонки. Капитан требовал то подтянуть, то ослабить стаксель. То просил поработать с гиком. Но, увы, ничего не помогло. Santorini пришла первой. Мы же отстали меньше, чем на корпус.

Несмотря на поражение в третьей гонке, по итогам регаты первое место осталось за нашим экипажем. Это дело мы отметили купанием посреди Жигулевского моря. Давно хотел это сделать. На точность координат не претендую, но когда до одного берега несколько километров и до другого почти столько же координаты значения не имеют.

Фото и текст: Андрей Трой

2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-30 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-31 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-2 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-5 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-7 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-8 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-9-1 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-10 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-11 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-12-1 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-15 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-17 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-20 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-21 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-23 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-24 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-25 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-26 2017-volkswagen-volga-cup-andrey-troy-car-mania-29

 

 

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*