Истребитель стал аэробусом (Тест-драйв SAAB 9-5 2,0t MT)

Хотя SAAB 9-5 уже десять лет, как Opel, потратить деньги на него стоит

Это SAAB или все же Opel? Такой вопрос звучит на протяжении 10 лет у всех, кто слышит знаменитое имя шведской компании. Отвечаем: нынешний SAAB – это Opel, он не входит в бешеное пике, но дарит комфорт при спокойной езде, по-шведски надежен. И цена, похоже, честная.

У марки SAAB (Svenska Aeroplan Aktiebolaget) история такая, что впору пожаловать создателю первых машин Гунару Лунгстрему рыцарский титул и родовой герб. Ведь его машины мало чем отличались от самолетов. Даже четырехтактный автомобильный двигатель Ford V4 на машины марки SAAB стали ставить лишь в конце 60-х, а до этого под капотом жутковатого и одновременно красивого автомобиля с коэффициентом лобового сопротивления всего 0,32 находился двухцилиндровый двухтактный мотор. Правда машина все равно рвала конкурентов в гонках, а углепластиковая модель Sonnet с трехцилиндовым мотором достигла скорости 210 км/ч. SAAB 900 (усовершенствованная модель 99, на которой побеждал еще Стиг Бломквист), появившийся в 1978 считался престижным и дорогим автомобилем, который раскупался ничуть не хуже, конкурентов. Но, яркая история марки окончилась в 80-х. Последним шедевральным автомобилем стал SAAB 9000, дебютировавший в 1984. А с 1989 года фирма прозябала под теплым крылышком GM, которая выкупила половину акций компании и с 1997-го начала выпускать автомобили серий 9-5 и 9-3, так же далекие от авиационной философии марки, как бомж от ядерной физики. По сути, современный SAAB 9-5, который попал на редакционный тест, ничем не отличается от модели 97-го года. У него слегка модернизированная платформа от Opel Vectra, рестайлинговый кузов, сохранивший основные фенотипические черты моделей SAAB конца прошлого века, такой же интерьер, как и раньше. Даже двигатель B5 такой же: с турбиной низкого давления и мощностью 150 л.с. Так что в 9-5 садишься, как в машину времени, которая работает по маршруту прошлое-настоящее. Правда, после остается ощущение, что сожительство с GM не пошло на пользу SAAB. На вид он страшноват даже для взрослого человека, а хромированная окантовка вокруг затемненных фар выглядит так же неуместно, как чернокожий на мессе Ку-Клукс-Клана. И стоило бы заменить убогие штампованные диски на нормальное литье.

Для интерьера подобрали самые дешевые материалы. Если на центральной консоли пластик, по крайней мере, выглядит прилично, то для отделки дверей и центрального тоннеля его явно отдирали с машин на разборках. Да и кожа на сиденьях далеко не самой тонкой выделки. Но зато как все скомпоновано. Архитектура панели приборов и центральной консоли практически не изменилась за 10 лет правления GM, а корни концепции уходят в те времена, когда SAAB 900 не было даже в помине. Даже удивительно, что устройство рабочего места водителя продержалось столько лет без изменений и до сих пор считается одним из образцовых. Изменения есть, но самое значительное из них – переезд замка зажигания с рулевой колонки на центральный тоннель. Непривычно, но оригинально. Рукоятка, весьма похожая на катапульту, оказывается заведует наклоном водительского кресла без изменения угла между спинкой и подушкой. Долго пытался вспомнить, в какой машине есть подобный девайс – не вспомнил. Еще понравилось то, что я при своем росте отлично умещаюсь в машине и ни за что не задеваю. Даже коленям свободно из-за архитектуры приборной панели. А вот за что хочется высказать создателям несколько непечатных фраз, так это за работу омывателей фар. Алгоритм, прописанный в инструкции, такой, что даже на отсутствие логики его нельзя списать. Короче, нельзя помыть фары, нажав на отдельную кнопку или потянув рычажок.

Удивительно, но при всех недостатках внешности SAAB 9-5 привлекал к себе больше внимания, чем новый спорт-кар. Правда, среди тех, кто просил показать машину оказалось 90% давних поклонников марки, которые имели счастье управлять еще 900 Aero. Когда видишь, как умудренные годами мужики тайком утирают ностальгические слезы, накатывает такая буря эмоций, что описать ее в рамках статьи невозможно. Люди узнавали каждый элемент интерьера или экстерьера и абсолютно точно называли модель, на которой он впервые появился. Называли даже модель двигателя, его мощность и даже размер сальников коленвала. Я потом по каталогу проверил. Совпадений 100%. Если будет составляться рейтинг самых интересных машин, то SAAB окажется на первых строчках.

Большинство из тех, кто заинтересовался машиной, были уверены, что поедет она, как Opel. А поскольку был только один способ это проверить, я отправился на полигон, захватив с собой самого авторитетного эксперта по знаменитой шведской марке. В городе 9-5 показал себя только с лучшей стороны. Позор имени Василенко, который по недоразумению именуется дорогами, SAAB глотает так, как словно колдобин нет вообще. Когда позор становится особо позорным начинается раскачка, которая неизбежна при мягкой подвеске, а совсем глубокие ямы вызывают пробой подвески до ограничителей. Причем машина не издает ни звука, но крен достаточно большой. Как бы то ни было, за городской режим – твердое «отлично». Даже маневренность при не очень внятном динамическом усилии на руле на малой скорости не оставляет желать лучшего.

Совсем другое дело за городом. SAAB на трассе разгоняется весьма уверенно и напористо. Причем турбоямы, характерной для турбомоторов, нет. Дело в том, что турбина мотора B5 включается уже где-то 1800 оборотах и кривая мощности и момента выходит на плато достаточно быстро. В итоге имеем прекрасную тягу с низов без всяких провалов. При переходе на низшую передачу, получаем отличный и плавный рывок вперед, достаточный для того, чтобы безопасно обогнать длиннющую фуру. Но на высоких скоростях начинается расплата за комфортную и мягкую подвеску. Где-то на 110 км/ч начинаешь незаметно для себя подруливать. Мелкие выбоины, колеи и неровности незаметно сбивают машину с траектории. Сам ты не замечаешь, что начал активнее работать рулем, но со стороны это отлично видно. А на 140 км/ч коррекция курса уже начинает напрягать. Создается ощущение, что ты не едешь, а работаешь. Когда стрелка спидометра подобралась к отметке 180 км/ч, стало откровенно страшно. Машину начало мотать и пришлось вернуться к оптимальной скорости 130 км/ч (еще не работаешь и не замечаешь подруливания). В принципе, такое поведение машины вполне предсказуемое и это, скорее, особенность, чем недостаток.

В маневре SAAB ведет себя так, как должен. Мягкая подвеска не делает его драйверской машиной. На пологой ледяной дуге машина идет в снос и в выход из поворота практически невозможно вписаться. Даже ручник не помогает. Если при этом включен трэкшн-контроль, то скоростная езда боком становится гиблым делом – электроника душит мотор и даже если стоять на педали газа, машину не вытащишь. Но даже если отключить систему, то становится не намного лучше. Такое ощущение, что электроника спит в полглаза и готова немного побаловать амбиции пилота, но стоит чуть заиграться, как «папочка» просыпается и пресекает детские игры. А если попробовать совершить не резкую переставку, то на выходе чувствуешь сильный крен на бок, а потом появляется намек на занос задней оси.

Когда пришло время выносить вердикт, слова подбирались с трудом. В итоге, родилась следующая формулировка: «Я хотел бы, чтобы меня возили на SAAB 9-5, но не хочу сидеть за рулем». Действительно, SAAB комфортен, но активному водителю он не понравится. И еще одно. Цена тестовой машины $34,1 тыс. Мы решили, что она честная. Ведь GM не предложил ничего нового, и превратил истребитель в аэробус с не самой лучшей внешностью и интерьером. Но, своих денег эта машина стоит. Тем более, что SAAB оказался один в своем ценовом сегменте, но сравнивают его с куда более дорогими машинами.

Автомобиль предоставлен компанией «VIP-Авто-Центр»

Технические характеристики SAAB 9-5 2.0t MT. (данные производителя)

Цена ($) 34100

Количество мест 5

Тип двигателя бензиновый 2,0 л LPT (150 л.с.)

Средний расход топлива (л/100км) 9,0

Разгон от 0-100 км/ч (сек) 9,8

Максимальная скорость (км/ч) 215

 

 

Опубликовано в газете «Самарское обозрение» №27 от 16.04.2007

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*