Валерий МАТВЕЕВ: «Неуд» можно поставить 25-30% дорог Самарской области»

Министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области убежден, что решить проблемы в сфере дорожного строительства без участия государства невозможно

В Самарской области постепенно начинается бум дорожного строительства. В прошлом году было обновлено несколько дорог, отремонтировано Московское шоссе. В это году ведутся работы на Ново-Садовой, в поселке Волжский. Министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев уверен, что в ближайшем будущем область наконец-то сможет похвастаться качественными дорогами.

— Сколько в Самарской области дорог, и сколько из них находится в хорошем состоянии, сколько в плохом?

— У дорожников есть два понятия: удовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и неудовлетворительное. Существуют специальные методики и нормативы, разработанные Росавтодором для определения состояния дороги. Сейчас в области имеется дорожная сеть протяженностью примерно 7 тыс. километров. Сюда входят дороги разных категорий. К сожалению, не все они находятся в удовлетворительном состоянии. Объясню, почему сложилась такая ситуация. На протяжении последних 10 лет мы имели недоремонт на уровне 600 км в год. По нашим нормативам мы должны ремонтировать 750 км дорог в год, но реально получалось в среднем только 150 км. Если говорить в процентном соотношении, то «неуд» можно поставить 25-30% дорог Самарской области. Причем на грани фола находятся еще процентов 80% дорог из «удовлетворительных». Более точно можно будет сказать только в конце года.

Естественно, отрасль дорожного строительства от этого не развивалась. Совсем недавно мы имели лишь ветхое оборудование, которое не годилось для современных темпов и качества строительства. Чтобы исправить ситуацию, департамент увеличил норму работ ровно в два раза. Т.е. в этом году мы планируем отремонтировать 341 км областных дорог и построить еще 77 км новых дорог. Это поможет хотя бы частично компенсировать недоремонт, образовавшийся за 10 лет, и немного подтолкнуть отрасль, которая сейчас по моим оценкам работает в крайне напряженном режиме. Необходимы новые производственные мощности и контроль государства, чтобы строители производили качественный продукт, соответствующий современным требованиям.

— А в чем причины такого огромного недоремонта?

— Тут мы имеем дело с целым рядом причин. В первую очередь это нехватка финансирования. Вторая причина заключается в неоптимальном расходе средств в период с 1999 по 2003 год. Негативно повлияли и реформы отрасли, проходившие в этот период: было уничтожено ДРСУ с последующим дроблением на «Самараавтодор» и «Дорожно-эксплуатационное управление». Это привело к тому, что районы только эксплуатировали дороги, а ремонт велся централизованно. Последовавшее ослабление «Самараавтодора» и перевод его фактически в частную собственность привели к тому, что к 2004 году отрасль дорожного строительства в области практически перестала существовать.

Чтобы ее восстановить, требовалось либо изменить подход государства и создать какие-то государственные подрядные организации, либо нужны были серьезные частные инвестиции. А поскольку действует система торгов, частники не знают свои объемы работ на ближайшее время, поэтому боятся инвестировать. С другой стороны, если каждому частнику давать четкий пятилетний план, то они могут почувствовать себя слишком вольготно и перестанут заботиться о качестве. Так что, с моей точки зрения, в сфере дорожного строительства необходимо участие государства.

— Трассу М5 считают главной в области, но она находится в ужасающем состоянии. Что планируется сделать?

— Тут есть важный юридический фактор. Дорога находится под управлением Федерального управления автомобильных дорог «Большая Волга» в Пензе, которое подчиняется непосредственно Росавтодору. М5 имеет федеральный статус, равно как и М32, подъезд к Оренбургу от трассы М5-Урал, Сызрань-Саратов-Волгоград. Мы пытаемся воздействовать на Пензу, чтобы Самарской области выделялись средства на ремонт этих дорог. По предварительной информации на эти дороги выделяется примерно 800 млн рублей. За эти деньги можно капитально отремонтировать 30-40 км. В управлении «Большая Волга» имеется техническое обоснование инвестиций на реконструкцию всей дороги М5 по территории Самарской области. Она будет приведена в соответствие с первой категорией автомобильных дорог, как трасса Самара-Тольятти. Но инвестиционное обоснование – это лишь первый шаг. Далее необходим инженерный проект, с которым можно будет начать реконструкцию, а не простой ремонт. О сроках мы ведем переговоры с Росавтодором. Нас заверяют, что дорога будет приведена в порядок в течение двух лет. Я уверен, что смена власти в регионе поспособствует более быстрому решению этого наболевшего вопроса.

— Кстати, а с новой властью вам проще стало работать?

— Конечно. Мы же в 2 раза увеличили объемы строительства, чего до сих пор не бывало. Нам поставили задачу, и мы должны ее выполнить, тем более, что средства у нас имеются. Дума уже одобрила увеличение финансирования, так что я уверен, что мы с задачей справимся.

Вообще желательно, чтобы торги по дорожным работам проводились в период с октября по декабрь. Чтобы подрядчики успели запасти материалы, подготовить технику. Тогда можно будет увереннее гарантировать результат, так как подрядчик будет знать свои объемы на год. В этом случае любой грамотный руководитель успеет подготовиться, и как только начнется оттаивание, сможет приступить к работам. Если система будет работать именно так, мы сможем выполнять все поставленные перед нами задачи.

— Почему область взяла на себя ремонт Московского шоссе и Ново-Садовой? Это альтруизм или город не справлялся?

— Действительно, город не справлялся с ремонтом этих двух центральных магистралей. Состояние было аховым. Сейчас мы привели покрытие на Московском шоссе в соответствие с нормативными требованиями. За исключением одного участка возле станции метро «Московская». Там город собирается построить развязку, так что пока там работы не ведутся. Как только закончится строительство, мы положим новое покрытие.

Что касается увеличения пропускной способности Московского шоссе, то здесь мы находимся в прямой зависимости от строительства проспекта Карла Маркса. Ведь если делать реконструкцию, то Московское шоссе придется перекрыть года на три как минимум. Без проспекта Карла Маркса в городе начнется транспортный коллапс. Так что как только эта улица будет построена и транспортный поток будет перенаправлен на нее, мы сможем заняться переносом коммуникаций на Московском шоссе и радикально расширить эту дорогу. Планируется 6 полос в одну сторону. Но затраты очень большие.

Что касается Ново-Садовой, то здесь ремонт более затратный, но и более глубокий. Мы приведем в нормативное состояние не только борт и покрытие, но также займемся озеленением, освещением и вообще эстетической стороной. Мы планируем полностью обновить улицу.

В этом году планируем заниматься улицей Демократической, Волжским шоссе, Красноглинским шоссе до моста через реку Сок. Расширение дороги не планируется, но покрытие будет полностью обновлено. Отмечу, что мы заказали проект реконструкции Красноглинского шоссе, которая позволит расширить дорогу до размеров Волжского шоссе. Так что пробок там будет меньше, и дорога станет более безопасной.

Также мы продолжаем работы на магистрали «Центральная». Нам приходится решать много вопросов: земельный, с коммуникациями и т.д. В общем, в городской черте мы готовим стройплощадку. Думаю, что в этом году мы завершим подготовку и в следующем году начнем земляные работы на отрезке от границы города до проспекта Кирова.

— Можно ли подробнее рассказать о технологиях, применяемых в дорожном строительстве? В частности, о сетке, которая укладывалась на Московском шоссе. Такая ли это новая технология, как ее расписывают?

— Геосинтетические материалы, в частности, геосетка, как на Московском шоссе, применяются в дорожном строительстве уже лет 40, если не больше. Впервые в области геосетка была уложена на участке дороги Самара-Бугуруслан в 1999 году. Так что это не сверхновая технология. Но этот прием позволяет уменьшить трещинообразование на новом покрытии. Ведь трещины склонны «отражаться» от старого покрытия и переходить на новое. Сетка этому препятствует, и это ее главное предназначение. Стоимость сетки невелика, 50-70 рублей за квадратный метр. Ее применение полностью оправдано, так как трещин будет меньше.

Конечно, трещины на Московском шоссе имеются. Но я подчеркну, что на Московском шоссе был ремонт, а не глубокая реконструкция. Мы просто привели покрытие в нормативное состояние с учетом транспортного потока и разрешенной максимальной скорости движения 60 км/ч. Да, кое-где трещины имеются, но без сетки их было бы намного больше. Кое-где будет проходить гарантийный ремонт полотна, но это нормально. Так же по гарантии восстановлена дорожная разметка по временной схеме. Постоянная разметка будет проложена в конце августа.

А вот Ново-Садовую мы делаем уже с усилением, и дорога будет рассчитана на больший срок службы, чем Московское шоссе.

— Говорили, что сетка призвана уменьшить вероятность образование колеи, но колея есть. В чем дело? Нарушены технологии, или есть другие причины?

— Верно, геосетка, кроме всего прочего, должна препятствовать образованию колеи. Замечу, что колея на Московском шоссе образуется в основном около остановок, т.е. там, где имеется высокая нагрузка от общественного транспорта, в первую очередь от троллейбусов. Это не удивительно, ведь основание дороги мы не переделывали, а оно было заложено в 60-х годах и рассчитано на нагрузку не более 6 тонн на ось. По нынешним меркам это ничто. Нужно основание, выдерживающее как минимум 15 тонн на ось. Но слабость основания мы можем восстановить только в рамках реконструкции, а без законченного проспекта Карла Маркса к реконструкции мы не можем даже приступить. Есть возможность укрепить основание дороги локально в местах остановок, но это можно будет сделать только после того, как кончится гарантийный срок. Пока же колеи и трещины ремонтируются подрядчиком в рамках гарантии.   

— Что же нужно сделать, чтобы дорога выдерживала необходимые 15 тонн нагрузки на ось?

— Для этого необходимо полностью реконструировать дорогу. Все дороги в Самарской области выполнены на глинистых или черноземистых грунтах, которые склонны к пучинообразованию, т.е. расширению при замерзании и выдавливанию грунта наверх. Кроме того, дороги строились на местных малопрочных щебнях. Конечно, можно все сломать, насыпать новое основание из речного песка высотой сантиметров 50 и привезти прочнейший уральский щебень, но сейчас это сделать невозможно по целому ряду причин. Хотя в Самарской области есть дороги, построенные именно так, и они до сих пор находятся в хорошем состоянии.

— Можно ли подробнее о планах на Ново-Садовую?

— По городской части работы будут вестись на отрезке от Полевой до Советской Армии. В этом году мы полностью закончим с этим участком протяженностью 5 км. Будет полностью выровнен продольный и поперечный профиль, заменен борт, будет проведено усиление дорожной конструкции, ремонт освещения, будут установлены новые знаки, разметка. На участке от Советской Армии до Оврага Подпольщиков будет выполнено расширение дороги до трех нормативных полос по 3,5 метра. Сейчас по нормативу там только две полосы, хотя водители порой лезут в три и в четыре ряда. По левой стороне сейчас ведутся работы, и как только работы закончатся, мы перейдем на правую сторону.

Особо отмечу, что участок от улицы Невской до Соколова мы не ремонтируем, так как там будет вестись строительство метро. Но в свое время он обязательно будет закончен.

Сейчас идет фрезерование покрытия от Соколова до Масленикова, потом до Лейтенанта Шмидта. После этого будет укладываться выравнивающий слой. На всем протяжении мы работаем по высотным отметкам. Этим мы достигнем более ровного покрытия и лучшего отвода воды с дороги.

Будет заменено освещение на более яркое. Ну и займемся озеленением, чтобы улица была более светлой и красивой.

На участке от Советской Армии до проспекта Кирова мы будем приводить в порядок знаки, светофоры, разметку и, возможно, борт. Далее займемся Волжским шоссе, Демократической и Красноглинским шоссе. Будем приводить все в нормативное состояние, в том числе покрытие.

— Сколько все это будет стоить?

— Торги выиграла подрядная организация, запросившая за ремонт участка от Полевой до Советской Армии 306 млн рублей.

— Будете что-то делать на перекрестке Ново-Садовой и Советской Армии?

— Планируем построить развязку. Но предварительно планируем провести изыскания, которые позволят определить, что лучше построить. Пока планируем сделать правый съезд на Советскую Армию, чтобы немного разгрузить перекресток. Более точная информация появится после проведения изысканий. Кстати, на Московском шоссе мы тоже, скорее всего, будем делать многоуровневые развязки.

— Какие-то долгосрочные планы у министерства дорожного строительства есть?

— Да, у нас подготовлена программа развития сети автомобильных дорог до 2025 года. Здесь основная задача – строительство моста через Волгу. Планируется, что он будет располагаться в районе Сызрани или Октябрьска. Также мы рассматриваем вариант строительства чуть выше Тольятти. Федеральный центр готов включиться в работу. В течение двух лет мы закончим проектную часть, и если все будет хорошо с финансами, приступим к строительству.

Мы планируем построить еще один мост через реку Самару. Сами понимаете, что это необходимо сделать как можно скорее, поскольку городу этот мост необходим. Будет развиваться район «Волгарь» на левом берегу Самары, и транспортный поток существенно вырастет. Имеющиеся мосты не справятся с нагрузкой, и мы получим огромные пробки. Расширять имеющийся мост нерентабельно, так как его придется закрыть, и вал машин обрушится на Южный мост. Работы очень много, равно как и проблем с землеотводом. Параллельно ведем работы над мостовым переходом «Кировский». Это не просто мост, а 10 км дороги первой категории, 4 моста, инфраструктура, трубы, выход на обводную дорогу вокруг Самары. Этот проект мы планируем завершить к 2010-2011 гг.

Проспект Карла Маркса и магистраль «Центральная» — тоже колоссальный проект, без которого не решить транспортных проблем Самары. В этом году планируем подвести трассу к границе города. Дальше уже будем ждать решения земельного вопроса.

Кроме всего прочего, мы планируем обеспечить нормальный всепогодный подъезд к селам с количеством жителей не менее 50 человек.

Вторая программа – это программа по безопасности дорожного движения. Отдельно идет программа по содержанию автомобильных дорог. На их основе формируются планы строительства и реконструкции, и они являются опорными для работы всего министерства.

ФАКТИЧЕСКИ

Свыше 300 км

областных дорог различной категории будет отремонтировано в 2008 году

306 млн рублей

будет стоить ремонт улицы Ново-Садовой на отрезке от улицы Полевой до улицы Советской Армии

Похожие посты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*