Цепляясь за старое, убиваем новое

андрей трой, troy, самара, карманияНаверное, уже все отписались по теме застройки кварталов вокруг Хлебной площади в Самаре. Я слышал стон культурных деятелей о потере исторического наследия, о разрушении лица города, утрате духа старой Самары и еще каких-то ужасах. В общем, эта застройка кошмарна и нанесет городу ущерб, сравнимый лишь с испытанием водородной бомбы. У нас не будет туристов, у нас не будет культуры, у нас не будет уникальных деревянных домов, которые почти нигде не сохранились. Я читал и буквально чувствовал скорбь наших культурных деятелей, журналистов и прочих неравнодушных. Я честно потратил несколько часов на прочтение статей, которые буквально описывали апокалипсис, который постигнет наш город в случае, если хоть одно здание, построенное еще до революции, пострадает. Читать было тяжело и скорбь меня преполняла, а в голове только один вопрос: вы что, идиоты?

андрей трой, шереметьево, москва, аэропорт

Я думаю, все жители Самары видели район Хлебной площади. Это «уголок культурного наследия» и «сердце старой Самары». В других городах для подобных районов используют более емкий термин «помойка» или «трущобы», кому как нравится. Особенно живописно этот район смотрится с Волги или с впадающей в нее Самары. Кроме руин и каких-то зарослей вы ничего путного не увидите. Последние, кстати, мечта криминалиста — труп там не найдет только ленивый.

Если хватило смелости высадиться и миновать упомянутые кусты, потеряв лишь бумажник, то попадешь в центр разрухи. Тут старый, брошенный, разваливающийся элеватор. Кстати, памятник культуры. Глядя на это здание с выбитыми окнами и щербатыми, готовыми рухнуть стенами, думаешь, что культура у нас не в лучшей форме.

Чуть дальше вашему вниманию откроется дом какого-то купца. Сначала в нем жил сам купец, потом был дом терпимости, потом коммуналка, а потом выжившие заселили освободившуюся площадь как попало. Учтите, канализации в этом доме, скорее всего, нет. Помои льют в яму или прямо на улицу. Это, кстати, делают еще и в самом центре, на Самарской. Прямо рядом с Полевой. Я как-то наблюдал, как содержимое помойного ведра влетело в стекло обогнавшего меня «Мерседеса».

Отдельный вопрос — поход в туалет. Если не в курсе, чаще всего, это изобретение цивилизации в «сердце старой Самары» находится во дворе. Конструкция примитивна: яма, доски, кривая крыша и дверь с ржавой ручкой и дыркой. Попробуйте сходить на толчок, когда на улице -30. Думаете это кошмар? Нет, вот тут вы ошибаетесь. Кошмар начинается весной, когда дерьмо оттает.

Думаете, это все? Опять мимо. Каждый дом-памятник на самом деле потенциальный убийца. Здания были построены еще до того, как жена Николая Второго снюхалась с Распутиным. И с тех пор ни один дом нормально не реставрировался. В некоторых, конечно, построили отели и сделали ремонт, но на полуразрушенную силовую структуру европанели и розетки никак не влияют. А значит в один прекрасный день можно проснуться в подвале. С люстрой вместо головы.

И вот об этом плачут наши культурные деятели? Ущипните меня! Сохранять этот район в том виде, в каком он сейчас, все равно, что пытаться сохранить пораженную гангреной ногу. В таких случаях самый мудрый выход — резать, иначе пациенту хана.

Особенно жаль туристов, которые не увидят памятников деревянного зодчества. Ребята, ау, это зодчество сгнило еще в 80-х. Туристы едут куда-то не для того, чтобы трущобы смотреть. Этого добра и так навалом. Конечно, для европейца покосившаяся хибара с дырой, полной дерьма, посреди двора — редкая диковина. Но этим ли надо привлекать туристов?

Посмотрите на Нью-Йорк? Если бы там действовали наши культурологи от сохи, нью-йоркская биржа располагалась бы в индейском вигваме. Слава богу, туда их не пустили и Нью-Йорк таков, каким мы его знаем (кстати, эти самые культурологи тайно рвутся на Большое Яблоко поглазеть, но в этом никогда не сознаются).

Полагаю, что с их участием Лондон состоял бы из Тауэра, в котором до сих пор бы вешали и четвертовали людей. Невада была бы пустыней без всяких Лас-Вегасов, а Бангкок был бы не самым бурно развивающимся мегаполисом, а деревней на берегу реки и рассадником кишечных инфекций.

Почему-то, наши «специалисты» по культуре забывают, что в 21-м веке канализация — нормальное дело. Современные материалы — бетон, сталь, стекло — в совокупности могут дать отличный эффект. Я лично ничего не имею против небоскребов. Прекрасный вид из окна, светлые и просторные комнаты в которых не подхватишь стафилококковую инфекцию — это же, черт возьми, достижения цивилизации. Я думаю, что жители трущоб со мной согласятся. Гораздо приятнее мыться в душе, а не в тазу на улице. Раз в неделю и то, если погода позволяет. Воду приятнее получать из-под крана, а не из колонки через три квартала.

Разумеется, какие-то дома стоит сохранить. В отдельном месте. Как музейные экспонаты. Но не стоит ради трех обветшалых зданий обрекать на средневековый образ жизни несколько тысяч человек. На месте двухэтажного барака можно построить 30-ти этажный комплекс, с детской площадкой, паркингом, магазином, фитнес-центром и еще бог знает чем. В Таиланде это распространенная практика. Да и в Европе тоже. А у нас с гордостью пытаются сохранить то, что чудом доползло из темных времен. Современная среда и достижения делают человека человеком. А в нынешнем районе Хлебной площади через некоторое время заведутся самые настоящие морлоки.

Ну и уж коли сайт автомобильный, не могу не вспомнить Эпоху Великих Технических Открытий. Что было бы, если бы в один прекрасный день Стефенсон сказал, что надо сохранить лошадей в виде тягловой силы? Это же достижение наших предков!

А если бы братья Райт решили, что раз бог не дал человеку крылья, то и нечего пытаться взлететь? А Карл Бенц? Он бы мог не изобретать автомобиль, поскольку прогулки пешком — величайшее достижение человечества с того момента, как обезьяна решила, что на двух ногах ходить прикольнее.

У нас примерно та же ерунда с Хлебной площадью. Культурные люди упорно не хотят никакого прогресса в этом районе. И поэтому нормальные люди должны жить в запахе собственных фекалий. Но вся история человечества, говорит о том, что цепляться за старое глупо. Нужно двигаться вперед.

Вспомните MG Rover. Они были уверены, что управляемость — лишь бесполезный термин. Что радиола лучше, чем iPod. И что дизайн должен ласкать глаз слепого ветерана войны с Наполеоном. Безусловно, это пример бережного отношения к традициям, достойный всяческого уважения.

Кстати, а где сейчас MG Rover…

 

Похожие посты

Комментов: 2

  1. Анатолий:

    После прочтения данной статьи представил просторы всей нашей необъятной Родины. Везде чиновники за бесплатно ратуют за сбережение культурных ценностей, а за тридцать сребреников или указку сверху готовы в Лувре платный туалет устроить

  2. Анна:

    Не могу не согласиться с Анатолием наши чиновники за деньги готовы на все, и автора статьи хочу поддержать он прав. Нужно идти вперед на дворе 21 век, а исторические постройки сохранять выборочно и надлежащим образом ухаживать за ними.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*